Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описываются конкретные проявления феномена социальной фасилитации в процессе групповой работы сотрудников подразделений, особенности групповой деятельности в конкретных ситуациях, роль ведущего, т.е. модератора в организации успешной творческой работы сотрудников, анализируются типичные ошибки их поведения в результате незнания тех или иных социально–психологических закономерностей. В статье предлагается конкретика управленческих ситуаций и алгоритм их оценивания, процесс группового нормообразования, 6 вариантов проявления ролевых лидерских позиций, специфика формирования малых групп в условиях спонтанно возникающих и укрепляющихся групповых норм поведения, групповых санкций, группового мнения, группового разнообразия ролей и статусов в условиях той или иной групповой ориентации на лидерскую позицию, которая может проявляется в различных ролевых комбинациях. Предлагаются также основные критерии оценки формирования организационной культуры управления. Статья подготовлена на основе личной модераторской, управленческой и консалтинговой практики автора с учетом личного опыта работы в крупном российско-американском холдинге (24 малые фирмы) в качестве директора стратегического развития и управления человеческими ресурсами (1996 г.).

Ключевые слова:
фасилитация, ингибация, модератор, взаимокомпенсаторная активность, групповые нормы поведения, групповые санкции, фасилитарные эффекты, деловые игры, ролевые игры.
Текст

Феномен социальной фасилитации (облегчение труда) возникает в процессе контактного общения работников в совместной деятельности, в результате которого повышается активность индивида (взаимовлияние, взаимоподдержка, взаимовыручка, взаимостимулирование), особенно тогда, когда труд является напряженным. Это конкретно проявляется в улучшении его результативности. В рабочих бригадах это особенно характерно тогда, когда труд работников оплачивается в зависимости от общих конечных результатов. Работа человека в присутствии других может повышать его продуктивность на 30–40%. В то же время группа может подавлять, сковывать трудовое поведение человека. Тогда возникает эффект ингибации. Впервые этот эффект был открыт английским ученым Н. Трипплетом (1897).

Возникновение феномена социальной фасилитации происходит в условиях:

  • спонтанного или организованного соперничества (конкуренция, соревнование);
  • совместной работы, когда работник просто ориентируется на мнения большинства (конформизм);
  • в групповой деятельности, стремясь избежать отрицательных оценок, когда групповые нормы поведения включают его в обязательства делать свою работу хорошо;
  • ориентированности на мнение авторитетных людей или мнение лидера первичной группы, в которую он включен по характеру работы;
  • субъективных устремлений работника, когда он хочет, чтобы результаты его труда произвели впечатление на других;
  • когда он хочет доказать свою значимость другим, которые могут сомневаться в его способностях.

 

Список литературы

1. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. М.: Экономика, 1989. С. 15-99.

2. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998. С. 65-77; 2-е изд., 2003. С. 114-128; 3-е изд., 2007. С. 128-144; 4-е изд., 2012. С. 97-103.

3. Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. М.: Новости, 2000. С. 28-107.

4. Красовский Ю.Д. Архитектоника организационного поведения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 118-121.

5. Красовский Ю.Д. Обучающие модели развития управленческих знаний. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 104-257.

6. Красовский Ю.Д. Консалт-диагностика управленческих отношений фирмы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 83-196.

7. Красовский Ю.Д. Организационная диагностика социокультурных процессов в фирме. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 141-257.

8. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. М.: Академия, 2003. С. 38-60.

9. Занюк С. Психология мотивации: Пер. с укр. Киев: Эльга-Н., 2001. С. 254-289.

10. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.

11. Найджел Дж. Холден. Кросскультурный менеджмент: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 120-133.

12. Шейн Эдгар. Организационная культура и лидерство: Пер. с англ. СПб.: ПИТЕР, 2002. С. 253-278.

13. Манфред Кэ де Ври. Мистика лидерства: Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2003. С. 20-177.

Войти или Создать
* Забыли пароль?