ОБЗОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛЬШИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассмотрены особенности социально-экономического развития Польши на современном этапе. В ней также проанализирован положительный эффект членства республики в Европейском союзе в модернизации польской экономики. Новизна статьи заключается в том, что в ней на основе последних статистических материалов дана авторская оценка наиболее важных социально-экономических показателей: безработицы, занятости, государственного долга, дефицита бюджета. При написании статьи активно применялись социологические методы научного исследования.

Ключевые слова:
ВВП, ВВП на душу населения, безработица, дефицит бюджета, государственный долг, Польша, Европейский союз, социологические методы научного исследования
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

В текущем году исполняется 18 лет с момента вхождения Польши в состав Европейского союза (ЕС). По данным социологического опроса, подавляющая часть польского населения (84%) позитивно относится к членству своей страны в ЕС, при этом главными достижениями называются удачные социально-экономические преобразования, а также формирование свободного рынка и многопартийной системы [1; 16]. По итогам 2020 г. польская экономика заняла 6-е место по объему валового внутреннего продукта в Евросоюзе, опережая «маленькую мастерскую мира» Бельгию [2; 3] и уступая Нидерландам, которые являются торговыми воротами ЕС благодаря «роттердамскому эффекту» [4; 5]. Однако, в то же время Польша остается одной из самых бедных стран Европейского союза. По итогам 2020 г. ВВП на душу населения этой страны составил 13 650 евро, что более чем в 2 раза ниже среднеевропейского уровня (29 890 евро). По этому показателю Польша занимает лишь 24 место (из 27), опережая лишь Болгарию, Хорватию и Румынию. При этом республика оказалась беднее других членов Вишеградской четверки, а также стран Балтии [6]. Далее рассмотрим динамику ВВП и основных социально-экономических показателей Польши за последнее десятилетие (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

Динамика валового внутреннего продукта и основных социально-экономических показателей Польши, 2010 – 2020 гг. (млрд долл. США, %)

 

Год

ВВП (млрд долл. США)

Дефицит бюджета

 (% к ВВП)

Гос. долг

(% к ВВП)

Уровень безработицы (%)

2010

479,8

-7,4%

53,5%

9,7%

2011

528,3

-5,0%

54,7%

9,7%

2012

498,5

-3,8%

54,4%

10,1%

2013

521,0

-4,2%

56,5%

10,3%

2014

542,6

-3,6%

51,1%

9,0%

2015

477,5

-2,6%

51,3%

7,5%

2016

472,3

-2,4%

54,2%

6,2%

2017

526,6

-1,5%

50,6%

4,9%

2018

587,4

-0,2%

48,8%

3,9%

2019

597,2

-0,7%

45,6%

3,3%

2020

595,9

-7,1%

57,4%

3,2%

 

Составлено по: [6; 7; 10; 11].

 

Данные табл. 1 свидетельствуют о волнообразной динамике валового внутреннего продукта республики на протяжении последнего десятилетия. Рост ВВП в 2012-2014 гг. после окончания мирового финансового кризиса сменился его существенным падением в 2015-2016 гг. значительно ниже отметки 500 млрд долл. США на фоне начала торговой войны Евросоюза с Россией, которую Польша активно поддержала (см.: [12; 13; 14; 15]). Далее последовал подъем в 2017-2019 гг. почти до 600 млрд долл. США, который прервал коронакризис в 2020 г. Вместе с тем, следует отметить, что в последнее десятилетие правительству Польши удалось значительно оздоровить государственные финансы: дефицит бюджета сократился с 7,4% (2010 г.) до 0,2% (2018 г.), а отношение государственного долга к ВВП снизился с 56,5% (2013 г.) до 45,6% (2019 г.). В 2020 г. польские власти приняли беспрецедентные меры с целью смягчения последствий коронакризиса: экономическая помощь реальному сектору экономики составила 75,6 млрд евро [8]. В результате по итогам года дефицит бюджета вырос до 7,1%, а отношение гос. долга к ВВП до 57,4%.

Одновременно в 2020 г. в Польше зафиксирован самый низкий уровень безработицы (3,2%), начиная со времен радикальных экономических реформ Л. Бальцеровича: при трудоспособном населении 16 953 тыс. чел. число безработных составило всего 537 тыс. чел. [6]. При этом следует иметь в виду, что накануне вступления Польши в Европейский союз (2002-2004 гг.) безработица в республике достигала уровня 20% [6]. Однако, открытие европейского рынка труда для польских граждан дало мощнейший положительный эффект. Во-первых, отток рабочей силы позволил сгладить социальную напряженность, уровень безработицы стал резко снижаться, и к 2008 г. он упал до 7,1%. Во-вторых, многим польским мигрантам удалось легализоваться за рубежом или открыть свой бизнес. В то же время в страну начали массово поступать средства в виде денежных переводов от трудовых мигрантов. В настоящее время эти трансферты являются третьим по значимости источником притока капитала после средств из структурных фондов Евросоюза и прямых инвестиций. Постоянный приток вышеуказанных средств активнее способствует росту внутреннего спроса, развитию производства и, как следствие, появлению новых рабочих мест [1].

Вместе с тем, вхождение в Евросоюз позволило польской экономике успешно интегрироваться в глобальные производственные цепочки автомобилестроения и занять свою экспортную нишу в производстве широкого ассортимента автозапчастей и автокомпонентов. Крупнейшие мировые автоконцерны перенесли на территорию республики свои производственные мощности из стран «старой» Европы. В настоящее время в Польше осуществляется сборка автомобилей таких известных международных брендов, как FIAT, Opel, Volkswagen, MAN [9]. Кроме того, над Польшей пролился золотой дождь в виде дотаций и субсидий из различных европейских фондов. Министерство финансов республики оценивает совокупные нетто-дотации Евросоюза за 15 лет членства Польше в ЕС в размере около 110 млрд евро [10]. На эти средства удалось модернизировать городскую инфраструктуру, а также осуществить вложения в человеческий капитал.

Вместе с тем не все так безоблачно. В современной Польше наблюдается целый ряд социально-экономических проблем, в том числе:

  • Утечка умов. Наиболее образованное и активное население стремится уехать в более социально благополучные страны.
  • Растущее социальное неравенство. Так, в 2018 г. в условиях крайней нищеты проживало более 5,4%  населения, доходы 2,1 млн чел. были ниже прожиточного минимума, а 227 тыс. пенсионеров существовали на минимальную пенсию.
  •  Низкий уровень заработных плат по сравнению со среднеевропейским уровнем. Ситуацию усугубляют так называемые «мусорные договоры», когда с целью снижения налоговых выплат с работниками заключаются договоры на оказание услуг вместо полноценных трудовых договоров [1].

Подведем итоги. За годы членства Польши в ЕС экономика республики значительно модернизировалась и тесно интегрировалась в общеевропейский рынок, заняв свою нишу в мировом разделении труда. При этом существенная финансовая помощь была оказана со стороны Евросоюза. За последнее десятилетие польскому правительству удалось оздоровить государственные финансы и добиться замечательных результатов в борьбе с безработицей, что помогло существенно смягчить удар коронакризиса. Тем не менее в современной Польше присутствует целый ряд социально-экономических проблем, страна остается одной из беднейших стран ЕС.

 

Список литературы

1. Габарта А. Польша: 30 лет от начала социально-экономических трансформаций, 15 лет членства в ЕС. Современная Европа. − №7. − 2019. − С. 82-92.

2. Елистратов А.С. Маленькая мастерская мира в бушующем океане международной торговли//Таможенное регулирование. Таможенный контроль №10. − 2020. − С. 74-78.

3. Елистратов А.С. Бельгийская промышленность: история и современность//Журнал исторических исследований. − №4. − 2020. − Т. 5. − С. 32-35.

4. Гладков И.С., Елистратов А.С. Таможенное регулирование как основа благосостояния экономики Нидерландов: «Роттердамский эффект»//Таможенное регулирование. Таможенный контроль. − №1. − 2021. − С. 66-72.

5. Гладков И.С., Елистратов А.С. Ведущие экспортеры Европейского Союза//Валютное регулирование. Валютный контроль №10. − 2020. − С. 13-17.

6. Eurostat - Data Explorer (europa.eu).

7. Pologne 2022 | countryeconomy.com.

8. Situation économique et financière de la Pologne à l'automne 2021 POLOGNE | Direction générale du Trésor (economie.gouv.fr).

9. Польские компании со своими брендом ворвутся в мир автопроизводителей (messefrankfurt.com).

10. Гладков И.С. Мирохозяйственная динамика - 2020-2022: замедление темпов восстановления, нарастание неопределенности//Таможенное регулирование. Таможенный контроль. − 2022. − № 1. − С. 4-11.

11. Гладков И.С. Мировое производство и международная торговля: корреляционная динамика, оценки, прогнозы (2020-2022 гг.)//Таможенное регулирование. Таможенный контроль. − 2022. − № 2. − С. 4-11.

12. Гладков И.С. Международная торговля: основные тренды за первые 20 лет XXI века (2001-2020 гг.)//Экономические и социально-гуманитарные исследования. − 2021. − № 2 (30). − С. 16-27.

13. Гладков И.С. Международная торговля: трансформации в XXI веке//Таможенное регулирование. Таможенный контроль. − 2021. − № 7. − С. 4-14.

14. Гладков И.С. Международная торговля 2020: перемены или перегруппировка//Власть. − 2021. − Т. 29. − № 3. − С. 104-110.

15. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза: трансформации за первые 20 лет XXI века (2001-2020 гг.)//Экономические и социально-гуманитарные исследования. − 2021. − № 3 (31). − С. 17-30.

16. Кувалдин С.А. Экономика Польши: конкурентные преимущества и факторы устойчивого роста//Общественные науки и современность. − 2020. − № 6. − С. 78-89.

Войти или Создать
* Забыли пароль?