OVERVIEW OF THE SOCIO-ECONOMIC SITUATION OF POLAND AT THE PRESENT STAGE
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article examines the features of the socio-economic development of Poland at the present stage. It also analyzes the positive effect of the republic's membership in the European Union in the modernization of the Polish economy. The novelty of the article lies in the fact that it estimates the main socio-economic indicators based on the latest statistical materials: unemployment, employment, public debt, budget deficit. When writing the article, the sociological methods of scientific research were actively used.

Keywords:
GDP, GDP per capita, unemployment, budget deficit, public debt, Poland, European Union, sociological methods of scientific research
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

В текущем году исполняется 18 лет с момента вхождения Польши в состав Европейского союза (ЕС). По данным социологического опроса, подавляющая часть польского населения (84%) позитивно относится к членству своей страны в ЕС, при этом главными достижениями называются удачные социально-экономические преобразования, а также формирование свободного рынка и многопартийной системы [1; 16]. По итогам 2020 г. польская экономика заняла 6-е место по объему валового внутреннего продукта в Евросоюзе, опережая «маленькую мастерскую мира» Бельгию [2; 3] и уступая Нидерландам, которые являются торговыми воротами ЕС благодаря «роттердамскому эффекту» [4; 5]. Однако, в то же время Польша остается одной из самых бедных стран Европейского союза. По итогам 2020 г. ВВП на душу населения этой страны составил 13 650 евро, что более чем в 2 раза ниже среднеевропейского уровня (29 890 евро). По этому показателю Польша занимает лишь 24 место (из 27), опережая лишь Болгарию, Хорватию и Румынию. При этом республика оказалась беднее других членов Вишеградской четверки, а также стран Балтии [6]. Далее рассмотрим динамику ВВП и основных социально-экономических показателей Польши за последнее десятилетие (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

Динамика валового внутреннего продукта и основных социально-экономических показателей Польши, 2010 – 2020 гг. (млрд долл. США, %)

 

Год

ВВП (млрд долл. США)

Дефицит бюджета

 (% к ВВП)

Гос. долг

(% к ВВП)

Уровень безработицы (%)

2010

479,8

-7,4%

53,5%

9,7%

2011

528,3

-5,0%

54,7%

9,7%

2012

498,5

-3,8%

54,4%

10,1%

2013

521,0

-4,2%

56,5%

10,3%

2014

542,6

-3,6%

51,1%

9,0%

2015

477,5

-2,6%

51,3%

7,5%

2016

472,3

-2,4%

54,2%

6,2%

2017

526,6

-1,5%

50,6%

4,9%

2018

587,4

-0,2%

48,8%

3,9%

2019

597,2

-0,7%

45,6%

3,3%

2020

595,9

-7,1%

57,4%

3,2%

 

Составлено по: [6; 7; 10; 11].

 

Данные табл. 1 свидетельствуют о волнообразной динамике валового внутреннего продукта республики на протяжении последнего десятилетия. Рост ВВП в 2012-2014 гг. после окончания мирового финансового кризиса сменился его существенным падением в 2015-2016 гг. значительно ниже отметки 500 млрд долл. США на фоне начала торговой войны Евросоюза с Россией, которую Польша активно поддержала (см.: [12; 13; 14; 15]). Далее последовал подъем в 2017-2019 гг. почти до 600 млрд долл. США, который прервал коронакризис в 2020 г. Вместе с тем, следует отметить, что в последнее десятилетие правительству Польши удалось значительно оздоровить государственные финансы: дефицит бюджета сократился с 7,4% (2010 г.) до 0,2% (2018 г.), а отношение государственного долга к ВВП снизился с 56,5% (2013 г.) до 45,6% (2019 г.). В 2020 г. польские власти приняли беспрецедентные меры с целью смягчения последствий коронакризиса: экономическая помощь реальному сектору экономики составила 75,6 млрд евро [8]. В результате по итогам года дефицит бюджета вырос до 7,1%, а отношение гос. долга к ВВП до 57,4%.

Одновременно в 2020 г. в Польше зафиксирован самый низкий уровень безработицы (3,2%), начиная со времен радикальных экономических реформ Л. Бальцеровича: при трудоспособном населении 16 953 тыс. чел. число безработных составило всего 537 тыс. чел. [6]. При этом следует иметь в виду, что накануне вступления Польши в Европейский союз (2002-2004 гг.) безработица в республике достигала уровня 20% [6]. Однако, открытие европейского рынка труда для польских граждан дало мощнейший положительный эффект. Во-первых, отток рабочей силы позволил сгладить социальную напряженность, уровень безработицы стал резко снижаться, и к 2008 г. он упал до 7,1%. Во-вторых, многим польским мигрантам удалось легализоваться за рубежом или открыть свой бизнес. В то же время в страну начали массово поступать средства в виде денежных переводов от трудовых мигрантов. В настоящее время эти трансферты являются третьим по значимости источником притока капитала после средств из структурных фондов Евросоюза и прямых инвестиций. Постоянный приток вышеуказанных средств активнее способствует росту внутреннего спроса, развитию производства и, как следствие, появлению новых рабочих мест [1].

Вместе с тем, вхождение в Евросоюз позволило польской экономике успешно интегрироваться в глобальные производственные цепочки автомобилестроения и занять свою экспортную нишу в производстве широкого ассортимента автозапчастей и автокомпонентов. Крупнейшие мировые автоконцерны перенесли на территорию республики свои производственные мощности из стран «старой» Европы. В настоящее время в Польше осуществляется сборка автомобилей таких известных международных брендов, как FIAT, Opel, Volkswagen, MAN [9]. Кроме того, над Польшей пролился золотой дождь в виде дотаций и субсидий из различных европейских фондов. Министерство финансов республики оценивает совокупные нетто-дотации Евросоюза за 15 лет членства Польше в ЕС в размере около 110 млрд евро [10]. На эти средства удалось модернизировать городскую инфраструктуру, а также осуществить вложения в человеческий капитал.

Вместе с тем не все так безоблачно. В современной Польше наблюдается целый ряд социально-экономических проблем, в том числе:

  • Утечка умов. Наиболее образованное и активное население стремится уехать в более социально благополучные страны.
  • Растущее социальное неравенство. Так, в 2018 г. в условиях крайней нищеты проживало более 5,4%  населения, доходы 2,1 млн чел. были ниже прожиточного минимума, а 227 тыс. пенсионеров существовали на минимальную пенсию.
  •  Низкий уровень заработных плат по сравнению со среднеевропейским уровнем. Ситуацию усугубляют так называемые «мусорные договоры», когда с целью снижения налоговых выплат с работниками заключаются договоры на оказание услуг вместо полноценных трудовых договоров [1].

Подведем итоги. За годы членства Польши в ЕС экономика республики значительно модернизировалась и тесно интегрировалась в общеевропейский рынок, заняв свою нишу в мировом разделении труда. При этом существенная финансовая помощь была оказана со стороны Евросоюза. За последнее десятилетие польскому правительству удалось оздоровить государственные финансы и добиться замечательных результатов в борьбе с безработицей, что помогло существенно смягчить удар коронакризиса. Тем не менее в современной Польше присутствует целый ряд социально-экономических проблем, страна остается одной из беднейших стран ЕС.

 

References

1. Gabarta A. Pol'sha: 30 let ot nachala social'no-ekonomicheskih transformaciy, 15 let chlenstva v ES. Sovremennaya Evropa. − №7. − 2019. − S. 82-92.

2. Elistratov A.S. Malen'kaya masterskaya mira v bushuyuschem okeane mezhdunarodnoy torgovli//Tamozhennoe regulirovanie. Tamozhennyy kontrol' №10. − 2020. − S. 74-78.

3. Elistratov A.S. Bel'giyskaya promyshlennost': istoriya i sovremennost'//Zhurnal istoricheskih issledovaniy. − №4. − 2020. − T. 5. − S. 32-35.

4. Gladkov I.S., Elistratov A.S. Tamozhennoe regulirovanie kak osnova blagosostoyaniya ekonomiki Niderlandov: «Rotterdamskiy effekt»//Tamozhennoe regulirovanie. Tamozhennyy kontrol'. − №1. − 2021. − S. 66-72.

5. Gladkov I.S., Elistratov A.S. Veduschie eksportery Evropeyskogo Soyuza//Valyutnoe regulirovanie. Valyutnyy kontrol' №10. − 2020. − S. 13-17.

6. Eurostat - Data Explorer (europa.eu).

7. Pologne 2022 | countryeconomy.com.

8. Situation économique et financière de la Pologne à l'automne 2021 POLOGNE | Direction générale du Trésor (economie.gouv.fr).

9. Pol'skie kompanii so svoimi brendom vorvutsya v mir avtoproizvoditeley (messefrankfurt.com).

10. Gladkov I.S. Mirohozyaystvennaya dinamika - 2020-2022: zamedlenie tempov vosstanovleniya, narastanie neopredelennosti//Tamozhennoe regulirovanie. Tamozhennyy kontrol'. − 2022. − № 1. − S. 4-11.

11. Gladkov I.S. Mirovoe proizvodstvo i mezhdunarodnaya torgovlya: korrelyacionnaya dinamika, ocenki, prognozy (2020-2022 gg.)//Tamozhennoe regulirovanie. Tamozhennyy kontrol'. − 2022. − № 2. − S. 4-11.

12. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya: osnovnye trendy za pervye 20 let XXI veka (2001-2020 gg.)//Ekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya. − 2021. − № 2 (30). − S. 16-27.

13. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya: transformacii v XXI veke//Tamozhennoe regulirovanie. Tamozhennyy kontrol'. − 2021. − № 7. − S. 4-14.

14. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya 2020: peremeny ili peregruppirovka//Vlast'. − 2021. − T. 29. − № 3. − S. 104-110.

15. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo soyuza: transformacii za pervye 20 let XXI veka (2001-2020 gg.)//Ekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya. − 2021. − № 3 (31). − S. 17-30.

16. Kuvaldin S.A. Ekonomika Pol'shi: konkurentnye preimuschestva i faktory ustoychivogo rosta//Obschestvennye nauki i sovremennost'. − 2020. − № 6. − S. 78-89.

Login or Create
* Forgot password?