Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье приводятся положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Санитарно-эпидемиологических норм и правил, Примерной основной образовательной программы начальной школы, которые регулируют организацию образовательного процесса в первых классах начальной школы. Автор подробно разъясняет требования государственных документов и возможные случаи их несоблюдения со стороны педагогических коллективов, которые приводят к недопустимому увеличению учебной нагрузки и нарушению учебного режима.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Санитарно-эпидемиоло- гические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, Примерная основная образовательная программа начальной школы, объем максимальной допустимой нагрузки, учебный режим, количество часов, внеурочная деятельность.
Один из наиболее часто задаваемых родителями первоклассников вопросов относится к учебным нагрузкам, с которыми сталкивается пришедший в школу ребенок. Обратимся к письму от родителей ученицы первого класса Даши Величко из г. Челябинска:
Наш ребенок в этом году пошел в школу. Все мы хорошо понимали, что первый год школьного обучения будет трудным, но не могли себе представить, что трудности окажутся столь велики. Наша дочь находится в школе ежедневно до 8 часов вечера. Она приходит домой совершенно безучастной, усталой, даже свои любимые мультики смотреть отказывается. А ведь еще нужно сделать уроки!
Мы постарались проанализировать, что же делает в школе наша семилетняя дочь. Уроки:
- русский язык — 5 ч;
- математика — 4 ч;
- литературное чтение — 4 ч;
- физкультура –3 ч;
- окружающий мир — 2 ч;
- иностранный язык — 3 ч;
- изобразительное искусство — 1 ч;
- труд — 1 ч;
- музыка — 1 ч.
Итого: 24 ч.
К этим часам прибавляется:
- коррекционная работа (с логопедом, интеллектуальные занятия) — 1 ч;
- проектная деятельность — 2 ч.
Итого: 27 ч.
Кроме этого, почти каждый день — внеклассные мероприятия (кружки, факультативы и пр.). Вот и получается, что ежедневно у семилетнего ребенка 7–8 уроков, да еще обязательные внеклассные занятия. Разве это допустимо?
Родители Даши Величко,
г. Челябинск.
Письмо семьи Величко из Челябинска, к сожалению, отражает типичную картину современной начальной школы. Причин здесь несколько.
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2010. - С. 86.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях / Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993 // Сайт «Российской газеты» - Федеральный выпуск № 5430 16.03.2011]. URL: http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения: 23.11.2014).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 26 ноября 2010 г.). - М.: Просвещение, 2011. - С. 16.