ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В ближайшем будущем самыми востребованными станут профессии, связанные с цифровыми технологиями: IT-специалист, инженер big data, архитектор данных, разработчик роботов, оператор роботизированных систем. А это значит, что современному цифровому обществу нужны профессионалы, владеющие знаниями в области информационных технологий, искусственного интеллекта, физики, электроники, программирования и конструирования. Чтобы такие востребованные кадры появились на рынке труда, их подготовку надо начинать еще со школьной скамьи, развивая у детей интерес к инженерно-техническим профессиям. Для решения поставленной задачи в школы был введен предмет, направленный на формирование технических и инженерных знаний обучающихся, – образовательная робототехника. Одновременно с этим возникла потребность в подготовке преподавателей в этой области. В статье приводится описание содержательной модели подготовки будущих преподавателей образовательной робототехники, в которой выделены целевая и методическая составляющие подготовки, представлены компоненты профессиональной компетентности (технический, технологический, предметный, специальный, методический, организационный, персональный) и определены организационные условия их формирования для успешного осуществления профессиональной деятельности в области образовательной робототехники.

Ключевые слова:
образовательная робототехника, инженерно-техническое образование, цифровые технологии, компетентность преподавателя, модель формирования компетенций
Список литературы

1. Александров А.П. Современная робототехника: положение и перспективы // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 8-2. - С. 9-12.

2. Ершов М.Г. Применение элементов образовательной робототехники как средства реализации политехнической направленности обучения физике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Екатеринбург, 2016. - 240 с.

3. Ечмаева Г.А. Подготовка педагогических кадров в области образовательной робототехники // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9099 (дата обращения: 23.08.2021).

4. Ионкина Н.А. Особенности отечественного и зарубежного опыта подготовки педагогов к обучению робототехнике // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2018. - Т. 15. - № 1. - С. 114-121.

5. Кузьмина Н.В., Паутова Л.Е., Жаринова Е.Н. Акмеологические основы формирования профессиональной компетентности преподавателя // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. - 2020. - № 1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskie-osnovy-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-prepodavatelya (дата обращения: 28.08.2021).

6. Морев А.В. Формирование компонентов технической культуры на занятиях по робототехнике в дополнительном образовании детей // Концепт. - 2019. - № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-komponentov-tehnicheskoi-kultury-na-zanyatiyah-po-robototehnike-v-dopolnitelnom-obrazovanii-detei (дата обращения: 31.08.2021).

7. Мудракова О.А., Юдина К.Д. Компетентность современного учителя информатики как основа формирования ключевых компетенций обучающихся // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. - № 3А. - С. 143-150.

8. Панкратова О.П., Ледовская Н.В. Проблемы и особенности подготовки педагогических кадров в области образовательной робототехники // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2019. - Т. 7. - № 4. - С. 39-43.

9. Панкратова О.П., Ледовская Н.В. Сущность и основные компоненты профессиональной компетентности педагога образовательной робототехники // Кант. -2020. - № 2 (35). - С. 288-293.

10. Скурихина Ю.А. Методические принципы изучения робототехники в рамках урочной и внеурочной деятельности // Концепт. - 2018. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-printsipy-izucheniya-robototehniki-v-ramkah-urochnoy-i-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.08.2021).

11. Фортыгина С.Н. Программа подготовки будущих педагогов в области образовательной робототехники // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 285-287.

12. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovaniya-primeneniya-kompetentnostnogo-podhod-k-proektirovaniyu-obrazovaniya (дата обращения: 28.08.2021).

13. Яфаева В.Г. Концептуально-интегративная модель формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере интеллектуального развития детей // Педагогика и психология образования. - 2012. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualno-integrativnaya-model-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-v (дата обращения: 23.08.2021)

14. Alimisis D. Educational robotics: Open questions and new challenges // Themes in Science & Technology Education. - 2013. - № 6(1). - Р. 63-71.

15. Alimisis D. Robotics in Education & Education in Robotics: Shifting Focus from Technology to Pedagogy. In Proceedings of the 3rd International Conference on Robotics in Education, Prague, Czech Republic, 13-15 September 2012. Р. 7-14.

16. Pankratova, O., Konopko, E., Ledovskaya, N., Shabaldas, T. Building professional competence for teachers in the field of educational robotics / Proceedings of SLET-2020 - International Scientific Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research, Stavropol, Russia, 12-13 November 2020. pp. 164-171. http://ceur-ws.org/Vol-2861

Войти или Создать
* Забыли пароль?