Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
В статье рассматривается актуальная проблема – формирование профессионального портрета выпускника вуза в области коммуникаций и соответствие его запросам современного рынка труда. Цель статьи – представить анализ требований современного рынка труда и результаты комплаенс-контроля в формировании профессионального портрета будущего специалиста коммуникационной сферы. Дается определение системы комплаенса и компетентностного комплаенса. Определены вызовы и основные тренды рынка трудовых ресурсов. Обсуждаются требования работодателей к компетенциям и навыком hard skills и soft skills, доказано, что soft skills играют сегодня ключевую роль в трудоустройстве специалистов. Проведено фосайт-исследование должностей, профессий и специализаций в области коммуникативистики и сделан прогноз необходимых компетенций к ним. Выделены основополагающие навыки и компетенции, определяющие профессиональный портрет специалиста в области коммуникации. Процедура компетентностного комплаенс-контроля выявила слабые стороны, угрозы, риски и проблемы, препятствующие формированию профессионального портрета будущего специалиста в сфере коммуникации.
компетентностный комплаенс, комплаенс-контроль, профессиональный портрет выпускника вуза, профстандарт, профессиональные компетенции, hard skills и soft skills
1. Атлас профессий. [Электронный ресурс]. URL: https://atlas100.ru/catalog/ (дата обращения: 29.06.2021).
2. Навыки будущего: что нужно знать и уметь в новом сложном мире. [Электронный ресурс]. / Лошкарева Е. [и др.] URL: http://futuref.org/futureskills_ru (дата обращения 21.04.2021).
3. Медиакоммуникации. [Электронный ресурс]. URL: https://edunews.ru/entrants/okso/obshestvo/informaciya/mediakommunikacii.html (дата обращения 19.04.2021).
4. Мир будущего: 8 прогнозов к 2025 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.operline.ru/content/tekhnologii/ (дата обращения 29.04.2021).
5. Образовательная платформа Юрайт. Зимняя школа преподавателей 2021. [сайт] URL: https://urait.ru/info/winter-school-2021 (дата обращения 23.04.2021).
6. Общественный и идентификационный статус коммуникативистики : монография/ Синекопова Г. В., Силантьева М. В., Привалова И. В., Каргин Н. Н., Клюканов И. Э., Кошлякова М. О., Щекотихина И. Н., Семенова Л. М., Ларионова А. Ю., Нур-Ахмет Досмухамет, Гончарова Л. М., Дмитриева С. Ю., Гойхман О. Я. - НИЦ ИНФРА-М, 2021. 208 с.
7. Орлова М. Г. Концепция образовательного комплаенса ВУЗа [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-obrazovatelnogo-komplaensa-vuza (дата обращения: 29.06.2021).
8. С места - в карьеру: какие профессии будут востребованы через 20 лет. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5f58fe699a79470a23c45385 (дата обращения 13.05.2021).
9. Семенова Л. М. Современный рынок труда и профессиональные компетенции специалистов в области коммуникации: оценка и форсайт-прогноз / Профессиональные компетенции специалиста по коммуникациям XXI века: коллективная монография / под ред. А. Д. Кривоносова. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2021. С. 50-64.
10. Семенова Л. М. Цифровизация в современном вузе: реалии и перспективы развития / Л. М. Семенова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. М. : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». - №4 (41), 2019 ¬ С. 9-14. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5d4d6a451b1719.56070357
11. Топ-7 профессий будущего в области коммуникаций. [Электронный ресурс]. URL: https://news.pressfeed.ru/top-7-professij-budushhego-v-oblasti-kommunikacij-kto-ne-ostanetsya-bez-raboty/ (дата обращения 13.05.2021).
12. Тоффлер Э. Третья волна. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler/_Index.php (дата обращения 13.05.2021).
13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.04.2021) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 15.05.2021).
14. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения 13.05.2021).
15. 100 профессий будущего. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5d6e48529a7947777002717b (дата обращения 13.05.2021).
16. Checheva N. A. Developing soft skills of future officers in the process of foreign language teaching. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2018, №5(6). URL: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf (дата обращения 13.05.2021).
17. Strauss V. The suprising thing Google learned about its employees and what it means for today’s students. [online] 2017. URL: https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/wp/2017/12/20/ (дата обращения 13.05.2021).