В статье анализируется перспектива использования коллективных методов обучения в высшем образовании. Обосновывается психологическая составляющая эффективности коллективного метода обучения: создаются условия для формирования позитивной самооценки, улучшения психологического климата учебной группы; снижение волевого напряжения в ходе занятия за счет большей динамичности (полное отсутствие монотонии за счет смены видов деятельности) и использования максимально комфортной формы получения информации – в ходе живого общения; создание положительного эмоционального фона за счет удовлетворения социальной потребности в общении. Дается обоснование педагогической эффективности метода коллективного обучения тем, что информация воспринимается сразу по визуальному и аудиальному каналу, систематизируется и уточняется, период между усвоением и использованием информации минимален. В ходе уточнения понятия «коллективное обучение» дается его сравнение с групповыми методами обучения. Обосновывается выбор именно коллективного метода обучения. Приводится педагогический эксперимент по использованию коллективного метода обучения, оцениваются его результаты.
коллективные методы обучения, групповые методы обучения, социальная фасилитация, социальная леность, педагогический эксперимент
1. Корягина Н. А., Кротова К. А. К проблеме исследования феномена социальной лености (на примере студентов НИУ ВШЭ г. Москвы) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика 2017. С. 64-70.
2. Майерс Д. Социальная психология. СПб. Питер, 2012. - 800 с.
3. Мкртчян М.А. О фазах становления коллективного способа обучения // Коллективный способ обучения. 2001. № 6. С. 3-12.
4. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
5. Пидкасистый, П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов Образование XXI века. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
6. Рязанов В.А. Теория нечёткого множества и образовательная практика // Исследования гуманитарных систем. Вып. 4. Аксиоматическая теория образования: перспективы построения / Научн. ред. и сост. А.А. Остапенко. М.: НИИ школьных технологий, 2016. - 204 с.
7. Голубев Е. Б. Манипулятивные приемы ведения педагогической дискуссии (на примере публикаций о методе коллективного взаимообучения А. Г. Ривина) // Народное образование 2021. № 1. С. 140-148.
8. Brame, C. J. (2013). Team-based learning. Vanderbilt University Center for Teaching. [Электронный ресурс]. URL: https://cft.vanderbilt.edu/guides-sub-pages/team-based-learning/ (Дата обращение 03.09.2021).
9. Goo, Allison Brittney, «Team-based Learning and Social Loafing in Higher Education» (2011). University of Tennessee Honors Thesis Projects [Электронный ресурс]. URL: http://trace.tennessee.edu/utk_chanhonoproj/1423 (Дата обращение 05.09.2021).
10. Mramba Nyindo, Jovin Kitau, Esther Lisasi, Gibson Kapanda, Johnston Matowo, Patrick Francis, and John Bartlett. Introduction of Team-Based Learning (TBL) at Kilimanjaro Christian Medical University College: Experience with the Ectoparasites Module Med Teach. 2014 Apr; 36(4): 308-313 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4116798/ (Дата обращение 03.09.2021).