В статье представлены результаты стандартизации методики «Личностный профиль субъектной активности». Данная методика является авторским многомерным личностным опросником, с подтвержденной валидностью и надежностью, и направлена на выявление системы личностного позиционирования, определяющей характер и направленность активности субъекта. Поднимаются проблемы стандартизации личностных психологических опросников, в частности, проблемы относительности полученных при проведении стандартизации норм и необходимости дополнительных показателей для корректной психодиагностической интерпретации. Проведена поэтапная схема стандартизации шкал методики на выборке 958 человек, включающая в себя проверку на нормальность и однородность эмпирических распределений. Обоснована необходимость дифференцированной стандартизации методики в зависимости от пола и возраста респондентов при помощи методов математической статистики. Для средней по возрасту части выборки (25-42 года) построены и приведены таблицы перевода сырых тестовых баллов в стенайны.
личностный профиль субъектной активности, процентильная стандартизация, дифференцированная стандартизация, эмпирические распределения
1. Айвазян С.А. Прикладная статистика, Основы моделирования и первичная обработка данных. Справочное издание/ С.А. Айвазян, И.С. Енюков, Л.Д. Мешалкин; под ред. С.А. Айвазяна. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 471с.
2. Анастази, А. Психологическое тести¬рование / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.:Питер, 2001 - 668 с.
3. Батурин Н.А.Технология разработки психодиагностических методик: монография / Н. А. Батурин, Н. Н. Мельникова; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т. - Челябинск : ЮУрГУ, 2012. - 134, [1] с. : табл.; 21 см.; ISBN 978-5-696-04216-9
4. Бодалев А.А.Общая психодиагностика: [учебник] / [А. А. Бодалев и др.]. - Санкт-Петербург: Речь, 2006 (Санкт-Петербург : Печатный двор им. А. М. Горького). - 438, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Психология).; ISBN 5-9268-0015-3 (В пер.)(Психология)
5. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. -СПб РИО, СПб ГУ, 1991, 75 с.
6. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1976, 494 c.
7. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика / В. А. Дюк. - СПб. : Братство, 1994. - 363с, [1] с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-87918-027-1 (В пер.)
8. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал, 2003, том 24, № 2, с. 95-106]
9. Знаков В.В., Рябикина З.И. Психология человеческого бытия.- М.: Смысл, 2017. - 416с.
10. Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование / П. Клайн; под ред. Л.Ф. Бурлачука. - Киев: Изд-во ПАНЛтд, 1994 - 688 с.
11. Купер, К. Индивидуальные различия /К. Купер; под ред. И. В. Равич-Щербо. - М.:Аспект Пресс, 2000 - 527 с.
12. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологиюличности. - М: Просвещение, 1985,319 с.
13. Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников. М.: Смысл, 2011, 235 с.
14. Петросьян С.Н., Рябикина З.И., Губанова Н.Ю. Структурная валидность методики «Личностный профиль субъектной активности» / С. Н. Петросьян, З.И. Рябикина, Н.Ю. Губанова // «Гуманизация образования» // -2021. - №1. -С. 41 - 58. DOI:https://doi.org/10.24411/1029-3388-2020-10148
15. Петросьян С. Н., Рябикина З. И. Типы субъектной активности: субъектно-бытийный подход. Личность и вызовы современности: интерпретация проблем различными научными школами / Под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. - Майкоп: Адыгейский гос. ун-т; Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2020. - 348 с. ISBN 978-5-91692-766-5 С. 54-57.
16. Рябикина З.И. Перспективы исследований личности с теоретико-методологических позиций психологии субъекта // «Человек. Сообщество. Управление» №3, 2013. С. 6-19.
17. Фер, Р. Майкл. Психометрика: введение / Р. Майкл Фер, Верн Р. Бакарак ; под ред. Н. А. Батурина, Е. В. Эйдмана ; пер. с англ. [А. С. Науменко, А. Ю. Попов] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Южно-Уральский гос. ун-т, Каф. "Психологическая диагностика и консультирование". - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2010. - 412, [1] с. : ил., табл.; 25 см.; ISBN 978-5-696-04037-0 (в пер.) Пер.: Furr, R. Michael Psychometrics Los Angeles [etc.]: Sage Publications, 2008. Психология -- Методика и техника научно-исследовательской работы в области психологии -- Метод тестов.
18. Шмелёв, А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелёв. - СПб.: Речь,Шмелев, А.Г. - 472, [1] с. : ил., табл.; 22 см. - (Психологический практикум).; ISBN 5-9268-0084-6(Психологический практикум) Общая психология -- Психология личности -- Методика и техника научно-исследовательской работы в области психологии.
19. Coaley Keith, An Introduction to Psychological Assessment and Psychometrics, 2010, doi: https://doi.org /10.4135/9781446221556
20. Cohen, P., Cohen, J., Aiken, L., & West, S. G. (1999). The problem of units and the circumstance for POMP. Multivariate Behavioral Research, 34(3), 315-346. https://doi.org /10.1207/S15327906MBR3403_2
21. Del Giudice, Marco. (2015). Gender Differences in Personality and Social Behavior // International encyclopedia of the social and behavioral sciences. 2nd ed. Ed. J. D. Wright. Elsevier, 2015, pp.750-756)https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.25100-3.
22. Goodhew, Stephanie &Dawel, Amy & Edwards, Mark. (2020). Standardizing measurement in psychological studies: On why one second has different value in a sprint versus a marathon. Behavior Research Methods. 52, pp. 2338-2348. doihttps://doi.org/10.3758/s13428-020-01383-7
23. Goodhew, S. C., & Edwards, M. (2019). Translating experimental paradigms into individual-differences research: Contributions, challenges, and practical recommendations. Consciousness and Cognition, 69, 14-25. https://doi.org/10.1016/j.concog.2019.01.008
24. Fischer, Ronald & Milfont, Taciano. (2010). Standardization in psychological research. International Journal of Psychological Research, ISSN 2011-7922, Vol. 3, Nº. 1, 2010, pags. 88-96. doihttps://doi.org/10.21500/20112084.852.
25. Matthews, Gerald & Oddy, Keith. (2002). Ipsative and Normative Scales in Adjectival Measurement of Personality: Problems of Bias and Discrepancy. International Journal of Selection and Assessment. 5. 169 - 182.https://doi.org/10.1111/1468-2389.00057.
26. Saville, P. & Wilson, E. (1991). The reliability and validity of normative and ipsative approaches in the measurement of personality. Journal of Occupational Psychology, 64, 219-238.pp 219-2384 https://doi.org/10.1111/j.2044-8325.1991.tb00556x
27. Scholtz, Salome & Klerk, Werner & de Beer, Leon. (2020). The Use of Research Methods in Psychological Research: A Systematised Review. Frontiers in Research Metrics and Analytics. 5. 1. dohttps://doi.org/10.3389/frma.2020.00001.
28. Urbina, Susana. (2014). Essentials of Psychological Testing. ISBN: 978-1-118-68048-3 August 2014 400 Pages