В условиях экологизации бизнеса экологическая компетентность сотрудников становится ключевым фактором успешной реализации экологических стратегий и результативности. Однако подход к разработке и пониманию составляющих экологической компетентности, ее формирования в условиях организации и влияния на поведение сотрудников, необходимого для достижения экологических целей компании, отсутствует. На основе опроса персонала промышленного предприятия и моделирования структурных уравнений (SEM) с помощью метода частичных наименьших квадратов было эмпирически доказано, что экологическая компетентность, как комбинация знаниевых, деятельностных и ценностных характеристик работника, во-первых, формируется в результате совокупности практик УЧР; во-вторых, оказывает прямое положительное влияние на поведение сотрудников при решении экологических задач на рабочем месте и способствует повышению их участия в дополнительных экологических мероприятиях, инициативности и стремлению к повышению экологической результативности. Эти результаты способствуют развитию методологии экологического УЧР за счет расширения эмпирической базы исследований механизмов формирования экологической компетентности персонала.
экологическая компетентность сотрудника, обязательное экологическое поведение, добровольное экологическое поведение, экологическое управление человеческими ресурсами
1. Jabbour C.J.C., Jabbour A.B.L. de S., Govindan K., Teixeira A.A., & Freitas W.R. de S. Environmental management and operational performance in automotive companies in Brazil: the role of human resource management and lean manufacturing. Journal of Cleaner Production, 2013, Vol. 47, pp. 129-140. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2012.07.010
2. Renwick D. (2020) Contemporary developments in green human resource management research: Towards sustainability in action?. Routeldge Research in Sustainability and Business, Editor: Dr. Douglas W.S. Renwick ISBN: 9781138782853б, Project: Research book on Green HRM for Routledge, 2020, p.221
3. Арзамасова Г.С., Эсаулова И.А. Анализ экологической вовлеченности персонала: кейс российского предприятия // Управленец. 2021. - Т. 12. - № 3. - С. 56-66.
4. Subramanian N., Abdulrahman M.D., Wu L., Nath P. Green competence framework: evidence from China. The International Journal of Human Resource Management, 2015, Vol. 27(2), pp. 151-172. DOIhttps://doi.org/10.1080/09585192.2015.1047394
5. Cabral, C., Lochan Dhar, R. (2019). Green competencies: Construct development and measurement validation. Journal of Cleaner Production. 2019. Vol. 235, pp. 887-900. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.07.014
6. Opatha H.H.D.N.P., Arulrajah A. Green Human Resource Management: A Simplified General Reflections. International Business Research, 2014, vol. 8, pр. 101-112, DOI:https://doi.org/10.5539/ibr.v7n8p101
7. Лаврентьева Л.А. Экологическая компетентность в современных исследованиях: сущность, содержание и структура // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 5. - С. 209-212.
8. Скелетова Н.Н., Тучкова А.С. Основные аспекты формирования профессионально-экологической подготовки кадров в системе высшей технической школы // Приволжский научный вестник. - 2016. - № 2 (54). - C. 161-163
9. Игнатов С.Б. Экологическая компетентность в контексте образования для устойчивого развития // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 4. - С. 11-16.
10. Affero I., Zeti К., Sri S., Faizal A., Noorazman A. The development of job competency for skilled technical worker towards green technology. International Journal of GEOMATE, 2019, Vol.17, Issue 59, pp. 216-221 DOI:https://doi.org/10.21660/2019.59.ICEE15
11. Арзамасова Г.С., Эсаулова И.А. Green Human Resource Management - концепция управления человеческими ресурсами экологически ответственного бизнеса // Вестник НГУЭУ. - 2020. - № 2. - С. 42-52. DOI:https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-2-042-053
12. Dzhengiz T., Niesten E. Competences for Environmental Sustainability: A Systematic Review on the Impact of Absorptive Capacity and Capabilities. Journal of Business Ethics, 2020, Vol. 162. pp. 881-906, https://doi.org/10.1007/s10551-019-04360-z
13. Rothenberg S. Knowledge Content and Worker Participation in Environmental Management at NUMMI. Journal of Management Studies, 2003, Vol. 40(7), pp. 1783-1802. doihttps://doi.org/10.1111/1467-6486.00400
14. Govindarajulu N., Daily B.F. Motivating employees for environmental improvement. Industrial Management & Data Systems, 2004, Vol.104(3), pp.364-372 DOI:https://doi.org/10.1108/02635570410530775
15. Pinzone M., Guerci M., Lettieri E. and Huisingh D. Effects of ‘green’ training on pro-environmental behaviors and job satisfaction: evidence from the Italian healthcare sector, Journal of Cleaner Production, 2019, Vol. 226, pp. 221-232. doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.04.048
16. Hair J.F., Ringle C.M., Sarstedt M. PLS-SEM: Indeed, a Silver Bullet. Journal of Marketing Theory and Practice, 2011, 19(2), pp. 139-152. doihttps://doi.org/10.2753/mtp1069-6679190202
17. Hair J F., Risher J.J., Sarstedt M., & Ringle C.M. When to use and how to report the results of PLS-SEM. European Business Review, 2018, doihttps://doi.org/10.1108/ebr-11-2018-0203
18. Norton T.A., Parker S.L., Zacher H., Ashkanasy N.M. Employee Green behavior: a theoretical framework, multilevel review, and future research agenda. Organization Environment. 2015, Vol.28. No.1. Pр. 103-125. DOI:https://doi.org/10.1177/1086026615575773.