сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлены основные результаты критического анализа общемировой тенденции, которая направлена на реализацию индивидуального подхода к обучению младших школьников. Дается характеристика особенностей начального образования в странах-лидерах, чьи учащиеся младшей школы демонстрируют в ходе международных мониторинговых исследований высокий уровень образовательных достижений и занимают соответствующие места (Финляндия и Сингапур). Уделено внимание и подходу к отбору, актуальным формам работы и поощрения особо одаренных детей в системе начального образования США, что может оказаться интересным и полезным для отечественных педагогов. Рассматриваются способы организации процесса индивидуально-дифференцированного обучения детей младшего школьного возраста на основе апробированного опыта работы с ними.
цели и задачи начального образования за рубежом; дифференциация и индивидуализация обучения как гарантия его высокой эффективности; опыт организации дифференцированного обучения; формирование готовности жить и работать в современных условиях; освоение умений критически и творчески мыслить, успешно общаться и сотрудничать; ориентация на способность постоянно обновлять знания и навыки
1. Астафьева Е.М. Сингапур: система образования в контексте нациестроительства // ЮВА: актуальные проблемы развития. - 2012. - № 18 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/singapur-sistema-obrazovaniya-v-kontekste-natsiestroitelstva (дата обращения: 17.05.2021).
2. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах: уроки анализа лучших систем школьного образования мира [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-dobitsya-stabilnogo-vysokogo-kachestva-obucheniya-v-shkolah-uroki-analiza-luchshih-sistem-shkolnogo-obrazovaniya-mira (дата обращения: 17.05.2021).
3. Боженова Н.А. Дифференциация обучения в современной средней школе США: автореф. дис. … канд. пед. наук (Волгоград, ВГПУ, 2007). - 169 с.
4. Борисенко Е.Г., Пономарёва О.А., Бабашев А.Э. Дифференциация обучения одарённых младших школьников в США // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsiatsiya-obucheniya-odarennyh-mladshih-shkolnikov-v-ssha (дата обращения: 17.05.2021).
5. Гаврилова И. Американская мечта: мой сын учится в Elementary School, 2016 [Электронный ресурс]. - URL: https://letidor.ru/obrazovanie/amerikanskaya-mechta-moy-syn-uchitsya-v-elementary-school.htm (дата обращения: 17.05.2021).
6. Глобальная конкурентоспособность российского образования: материалы для дискуссии / И.В. Абанкина, А.А. Беликов, О.С. Гапонова [и др.]. - М.: Изд-во Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 2017. - 112 с.
7. Двенадцать решений для нового образования: доклад центра стратегических разработок и НИУ «Высшая школа экономики». - М.: Изд-во Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 2018 [Электронный ресурс]. - URL: http://portal.tpu.ru/appnews/files/18383/csr.pdf (дата обращения: 17.05.2021).
8. Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития. - ЮНЕСКО: коллективный автор, 2014 [Электронный ресурс]. - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000230514_rus (дата обращения: 17.05.2021).
9. Зинченко В.В. Современные концепции образования и воспитания на Западе // Вестник МИЭП. - 2013. - № 4 (13). - С. 7-16.
10. Мишенева Ю.И. Современное состояние и тенденции развития образования в Финляндии // Известия ВГПУ. - 2014. - № 1 (86) [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya-obrazovaniya-v-finlyandii (дата обращения: 17.05.2021).
11. Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования за рубежом // Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 1 (29). - С. 122-131.
12. Совет Харари: пять вещей, которым стоит научить ваших детей // Сайт ДО [Электронный ресурс]. - URL: https://do-centr.ru/2020/01/18/harari-chemu-uchit-detej/ (дата обращения: 17.05.2021).
13. Сошникова Л.Ю. Индивидуализация и дифференциация учебной деятельности в современной зарубежной педагогической практике // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 2 (59). - С. 78-82.
14. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра: предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина. - М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2020. - 472 с.
15. Хууско К., Корепанова А.А. Образование в Финляндии // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 5 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-finlyandii (дата обращения: 17.05.2021).
16. Every Student Succeeds Act (ESSA: A New Education Law). - U.S. Department of Education, 2015 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ed.gov/essa (дата обращения: 17.05.2021).