ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ КОНЦЕПТОВ «ЖИЗНЕННАЯ СИЛА» И «СУБЪЕКТИВНАЯ ВИТАЛЬНОСТЬ» В РАМКАХ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ ВИТАЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Сегодня дефиниция «субъективная витальность» во многих исследовательских работах толкуется как переживание личностью наполненности энергией, жизненными силами доступными для нее. Поэтому имеется необходимость рассмотреть взаимосвязь и различие в научном понимании и разработанности таких концентов как «жизненная сила» и «субъективная витальность». Понятие «жизненной силы», используемое в современной литературе, лишено как сверхъестественного характера, так и функций естественнонаучного факта. Энергетический аспект функционирования человека более разработан на наш взгляд в психологических исследованиях, чем в философских и естественнонаучных. Впервые описание энергетической составляющей личности в русле психологии встречаются в работах, выполненных в русле психоаналитического направления. В динамической психологии К. Левина изложен подход к энергетической составляющей личности. Э. Берн считал, что энергия человека может быть направлена вовнутрь, на себя, и наружу. В ракурсе описания природы жизненной энергии разработан подход В. Райха. По А. Лоуэну, единая энергия, заключенная в теле, проявляется и в психических феноменах, и в движениях; эта энергия и есть биоэнергия. В работах практических психологов можно встретить различие понимания жизненной энергии и энергетики.

Ключевые слова:
жизнь, витальность, субъективная витальность, жизненная энергия, жизненная сила, энергетический потенциал
Текст

Актуальность. На современном этапе дефиниция «жизнь» имеет характер многозначной философской категории, выступает в качестве принципа понимания сущности мира и деятельности в этом мире человека. Данная философская категория выполняет функцию интегративной основы в изучении различных форм человеческой и природной активности, которые трактуются как формы жизни. Так, А.Ш. Руди в своем исследовании рассмотрела антропологические смыслы «витальности», которые связаны с необходимостью фиксации в понятийной форме жизненной силы, энергии человека, проявляющейся в созидательной активности и устремленной на утверждение жизни как способа реализации человеческого в человеке [11, С.8].

Сегодня дефиниция «субъективная витальность» во многих исследовательских работах толкуется как переживание личностью наполненности энергией, жизненными силами доступными для нее (Александрова Л.А. (2014); Станковская Е.Б. Обидина О.Е. (2016); Deci E.L., Ryan R.M. (1990); Ryan R.M., Frederick C. (1997) и др.) и рассматривается как качественная характеристика жизненной энергии, лежащей в основе человеческой активности.

Проблема. Исходя из выше обозначенных ориентиров, автор видит необходимость рассмотреть взаимосвязь и различие в научном понимании и разработанности таких концентов как «жизненная сила» и «субъективная витальность».

Теоретико-методологические подходы к пониманию научных концептов «жизненная сила» и «субъективная витальность». Впервые о наличие в живых телах «особых» сил можно найти в воззрениях  римского врача Галена во II в., который объяснил причину движения крови в организмах действием особой «пульсирующей силы». Вслед за Галеном, Парацельс высказал идею о существовании в организмах особой целесообразно действующей закономерности – «духа жизни» или «архея» [14, C. 262].

В XVII в. немецкий врач и химик Г.Шталь в качестве управляющего начала жизни называл душу, а его последователь И. Блуменбах, говорил о существовании «формообразующей силы», которая, по его мнению, является врожденным качеством органических тел и непрестанно действует, пока они живы. Французский физиолог и врач Ф.Биша в XVIII веке, считал что в основе принципиального различия живого от неживого лежит наличие в организмах непостижимой для человеческого ума «жизненной силы». «Жизненная сила» в учениях анимизма понималась как атрибут души, для виталистов составляла причину гармонии жизненных явлений, действующих вне законов механики, физики, химии.

Основываясь на проведенных исследованиях, В.И. Вернадский, критикуя витализм и отказавшись от понятия «жизненные силы», вводит понятие «биогенная сила», создаваемая жизнью человека в биосфере. Биогенная сила направляет размножение человека и создает благоприятные условия для заселения человеком частей биосферы, «...куда раньше не проникала его жизнь и местами даже какая бы то ни было жизнь» [3, С. 27].

Понятие «жизненной силы», используемое в современной литературе, лишено как сверхъестественного характера, так и функций естественнонаучного факта (предполагающего реальность количественного измерения).

Н.А. Денисова в своем монографическом исследовании пишет: «никто не знает <что такое жизненная энергия>, хотя каждый человек на Земле чувствует эту энергию, ощущает ее в своем организме» [4, С. 53]. По ее мнению, теоретическое и экспериментальное изучение жизненной энергии в естественной науке только начинается, и в первую очередь, физика, должна дать ответ на столь сложный вопрос, «потому что энергия, превращение энергии, потоки энергии – это все предметы, которые изучает именно она <физика>» [4, С. 53]. Однако, рассматривая физические, химические и биологические подходы к пониманию жизни, автор представляет жизненную энергию как «сложно устроенную энергоинформационную структуру, некую субстанцию, которая и обеспечивает все жизненные процессы – физические, психические, эмоциональные, мыслительные и все другие» [4, С. 53].

Энергетический аспект функционирования человека более разработан на наш взгляд в психологических исследованиях, чем в философских и естественнонаучных. Так, В.М. Бехтерев утверждал, что психические явления имеют энергетическую природу [2], при этом энергия рассматривается в концепции В.М. Бехтерева в качестве базового, субстанциального, предельно широкого, выступающего в качестве основания как психических, так и материальных явлений, источника проявления всех форм жизнедеятельности человека и общества.

Так, под жизненной энергией в психологии понимается – наполненность человека желанием жить, что-то делать, причем делать бодро, активно, на скорости и с напором, иметь много желаний и планов, заряжать своей энергией окружающих [19]. При этом в работах практических психологов можно встретить различие понимания жизненной энергии и энергетики. Первая выступает как достаточно стабильная характеристика человека, вторая как ситуативная.

Впервые описание энергетической составляющей личности в русле психологии встречаются в работах, выполненных в русле психоаналитического направления (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг и др.), где данная составляющая была и взаимосвязана с бессознательным уровнем психики.

Зигмунд Фрейд, наделял каждого человека психической энергией, использовав для этого понятие «либидо». Согласно З. Фрейда «либидо – это прежде всего особый вид энергии… Ее специфика состоит в том, что либидо имеет особое происхождение, связанное с сексуальным возбуждением, и обладает характером психически выраженного количества энергии» [6]. З. Фрейд выделял две противоположные силы: либидо, энергия, доступная инстинктам жизни и энергия агрессивного инстинкта или инстинкта смерти (специального названия в теории нет). Резервуаром энергии для всей личности в теории З. Фрейда выступает носитель всех чувственных, сексуальных влечений человека – Ид, внутренний источник всех побуждений, как не получивших удовлетворение, так и агрессивных начал.

В концепции К.Г. Юнга либидо перестает пониматься как сугубо сексуальная энергия, он пишет: «С генетической точки зрения телесными потребностями, составляющими сущность либидо, являются голод, жажда, сон, секс и эмоциональные состояния, или аффекты … либидо представляет собой не столько сексуальность, сколько психическую, душевную энергию как таковую, проявляющуюся в жизненном процессе и субъективно воспринимаемую человеком в качестве бессознательного стремления или желания» [6]. К. Юнг считал, что энергия либидо распределяется природой между различными функциональными системами, и только излишек ее направляется на эволюцию культуры и цивилизации [9].

В динамической психологии К. Левина изложен подход к энергетической составляющей личности [13, С.722-725], согласно которому, человек живет и развивается в психологическом поле окружающих его предметов, каждый из которых имеет определенный заряд – валентность, имеющей положительное (побудительная сила) или отрицательное (отталкивающая сила) значение. Воздействуя на личность посредством валентности, предметы порождают в ней потребности, которые К. Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, аккумулирующие напряжение. С его точки зрения, актуализация потребностей и мотивов является тем фактом, который обуславливает разрядку энергетического потенциала. При этом стимул может быть либо внутренним, либо внешним, а его происхождение может быть как биологическим, так и социальным. Одним из ключевых предположений К. Левина заключалось в том, что ядром человеческой активности в любых ее формах являются потребности (квазипортебности), образующиеся в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями, они и направляют активность человека [10, С. 622], до того пока не произойдет полного удовлетворения потребности, ее энергия будет поддерживать разнообразную деятельность.

Подход к человеку как к ярко окрашенной энергетической системе, полной динамических стремлений описан в работах Э. Берна, в них энергия человека разделяется на психическую и телесную. Так, описывая энергетический механизм, он пишет: «наша энергия происходит от пищи, которую мы потребляем, и от воздуха, который мы вдыхаем. Железы при этом играют важную роль в определении требуемого темпа выдачи этой энергии в спокойном состоянии или во время возбуждения. От мозга же зависит, на какую цель будет направлена энергия» [1]. Он считал, что энергия служит для того, чтобы восстанавливать равновесие, поэтому человек, являясь энергетической системой, по этой причине все время стремится прийти к состоянию покоя. Вышедшая из равновесия энергия проявляется в виде физического и психического напряжения, удаление от состояния равновесия обычно детерминировано желаниями (стремлениями).

Э. Берн считал, что у человека есть два мощных стремления – это стремление к созиданию и стремление к разрушению. Напряжение, приводящее к конструктивным целям Э. Берн обозначил как либидо, напряжение, дающее силу деструктивной активности – мортидо. Энергия человека может быть направлена вовнутрь, на себя, и наружу.

С точки зрения, Э. Берна, человека окружают другие энергетические системы (природа, другие люди), поэтому проблема личности состоит в том, чтобы найти наилучший способ обращения с другими энергетическими системами, с целью удовлетворения своих желаний как можно скорее и с наименьшей опасностью. Согласно принципа Реальности Э. Берна, человек должен научиться управлять тремя группами сил: самим собою, другими людьми и природой, чем более реалистичен человек, чем точнее он оценивает эти три вида сил, явлений, тем скорее и полнее он сможет безопасно удовлетворить свое либидо и мортидо.

В ракурсе описания природы жизненной энергии интересен подход В. Райха, которой для ее обозначения ввел собственную терминологию. Жизненную энергию он обозначил «биоэнергией», представляющую в живом организме разновидность космической энергии («энергии оргона»), присутствующей во всех вещах. В. Райх объяснял следующее: «Космическая энергия оргона действует в живом существе как особая биологическая энергия. И как таковая, она управляет деятельностью всего организма и проявляется в эмоциях, а также в чисто биофизическом движении органов» [13, С. 260].

В. Райх придерживался идеи основополагающей роли сексуальности в жизни человека, но он расширил теорию либидо З. Фрейда, включив в нее все основные психологические и биологические процессы, протекающие в человеческом организме. Например, В. Райх рассматривал чувство удовольствия как свободное движение энергии от центра организма к периферии и во внешний мир, также он полагал, что беспокойство есть втягивание организмом энергии, то есть движение ее из внешнего мира обратно в организм [10, C. 66]. В. Райх разработал теорию «мышечного панциря». «Мышечным панцирем» он назвал хронические мускульные зажимы, которые блокируют энергетические потоки и выступают основным препятствием для личностного роста, мешают человеку жить полноценной жизнью в гармонии с окружающими людьми и природой.

В дальнейшем подход В. Райха получил свое продолжение в биоэнергетическом анализе А. Лоуэна: «говоря об энергии жизни, я использую термин биоэнергия». А. Лоуэн изучал тело человека с учетом его энергетических особенностей. Он описывал его как «биоэлектрический океан» химического и энергетического обмена. По А. Лоуэну, единая энергия, заключенная в теле, проявляется и в психических феноменах, и в движениях; эта энергия и есть биоэнергия. Запасы биоэнергии ограничены, ее накопление связано с пищей, водой, кислородом [7].

А. Лоуэн считал, что отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь. С его точки зрения, здоровый человек «заземлен», то есть связан с землей, он получает удовольствие от жизни.

По А. Лоуэну, причиной неврозов, депрессии и психосоматических расстройств является подавление чувств, которое сопровождается хроническими мышечными напряжениями. Эти напряжения блокируют свободное течение энергии в организме человека и приводят к изменению функционирования личности. Закрепощенность тела препятствует свободной циркуляции энергии. В основе биоэнергетической концепции А. Лоуэна лежит утверждение, что люди являются в первую очередь телами, хранящими в себе напряжение и освобождающимися от него.

В больном организме не происходит свободной циркуляции жизненной энергии. Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения. Раскрепощение тела, по мнению А. Лоуэна, ведет к глубинным личностным изменениям. Система психотерапии, предложенная А. Лоуэном, способствует освобождению тела от напряжения. Терапевтический эффект обусловлен нормализацией процесса биоэнергетического обмена.

В отечественной психологии существует точка зрения на витальность и жизненную энергию, отличающаяся от бытующей в зарубежной психологии позиции. Рассматривая основные тенденции личности В.В. Козлов, считал, что они детерминируются одной переменной, которая мало зависит от личности, но проявляется через личность и является качеством личности. Данная переменная – это уровень витальности [5, С. 81]. В понимании В.В. Козлова  «уровень витальности – это та жизненная энергия, с которой человек рождается» [5, С. 81], ее характер и уровень проявления, по мнению исследователя,  «как бы заложен в нас с рождения», она имеет врожденный, биологический характер. В.В. Козлов называет эту энергию «стержневой, основной, самой важной структурой». Таким образом, в данном подходе по уровню витальности люди различаются от рождения, например, лидеры (любого социально-психологического плана) обладают огромной витальностью. Обнаруживает себя жизненная энергия через расширение пространства личности, которое зависит от того какова количественная величина потенциала жизненной энергии человека и насколько человек находит путь к своей личностной силе, к своей жизненной энергии. При этом важно не только количество жизненной энергии, но и ее направление, и умение структурированного и целенаправленного использования, в целях позитивного творчества. При наличии обладания большей витальностью личность будет привлекать к себе, так как является источником энергии.

В.В. Козлов считает, что чем больше растрачиваешь свою жизненную энергию, тем быстрее она истощается, поэтому нужно научиться чувствовать уровень своей витальности, уметь создавать большую структурированность и целенаправленность своей энергии, формировать условия ее реанимации, восстановления, накопления [5, С. 82], потому что человек, сонастроенный с положительными состояниями, является существом с высокой жизненной энергией, степенью самоактуализации, проявленности в жизни, в творчестве, в социуме [5, С. 28].

В настоящее время в психологической науке считается, что каждая личность обладает как общим потенциалом жизненной энергии, так и частными потенциалами: например, адаптационный, коммуникативный, потенциалы к активному личностному росту, проявлениям творчества, которые могут быть развиты [8, С. 140–144]. Однако, по мнению К. Роджерса, ни один человек не может самоактуализироваться настолько, чтобы отбросить все свои жизненные мотивы, то есть полностью реализовать свой личностный потенциал [12].

Несмотря на то, что философские и медицинские учения с глубокой древности содержали сведения о наличии у человека определенного энергетического потенциала, необходимого для здорового и гармоничного существования, а в психологии наработан огромный пласт знания об энергетической составляющей личности, понятие субъективной витальности было введено в экспериментальную психологию относительно недавно [18]. В связи с тем, что на современном этапе психологической науке объективно оценить количество жизненной энергии, имеющейся в распоряжении человека, не представляется возможным в силу не разработанности методов оценки, современные психологические исследования акцентируют внимание на субъективном ощущении полноты жизненных сил и энергии самим человеком.

Представленная Р. Райаном и К. Фредерик (1997) концептуальная модель субъективной витальности основывается на следующих положениях: саморегуляция, детерминируемая внутренней мотивацией требует меньшей энергозатратности; повышение уровня энергии связано с удовлетворением базовых потребностей; позитивное влияние на состояние уровня энергии человека оказывает стиль жизни, основанный на внутренней мотивации [17]. В целом основополагающую идею можно представить следующим образом: витальность повышается в условиях автономно регулируемой мотивации и является содержательным показателем психологического здоровья и процветания человека.

На рассматриваемый феномен оказывают влияние как психологические, так и физические факторы, а также внутренняя оценка себя как саморегулирующегося, компетентного и автономного индивида. При рассмотрении субъективной витальности как энергетического состояния авторы, говорят о несинономичности феномена понятию благополучия или положительным чувствам. Высокий уровень субъективной витальности может соответствовать как  низкоэнергетическому состоянию человека, так и высокоэнергитическому, при условии положительной валентности самочувствия.

Э. Деси и Р. Райан в результате обобщения результатов своих исследований в определенной степени возрождают идею изначальности жизненной энергии в человеке. Ученые подчеркивают, что переживание витальности особым образом соотносится с энергией, имеет причину в самой себе, то есть обладает внутренним субъективным локусом каузальности (internal perceived locus of causality) [15]. Витальность, или энергия, которая доступна человеку, его «Я», является важным индикатором источники мотивации.

Выводы. Теоретико-методологические анализ и осмысление подходов к пониманию научных концептов «жизненная сила» и «субъективная витальность» позволяют сделать определенные выводы:

во-первых, постулируются идеи о наличии в человеке врожденных способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни, а также признается существование врожденного потенциала, определяющего рост, интеграцию и здоровье, эффективное функционирование индивидов, групп и сообществ [16];

во-вторых, витальность рассматривается как субъективно воспринимаемое состояние, отражающее полноту жизненных сил и энергии человека;

в-третьих, субъективная витальность признается индикатором психологического благополучия личности, а также соотносится не только и не столько с физическим состоянием человека, сколько с его психологическим самоощущением.

Список литературы

1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. М.: Эксмо, 2003.

2. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. М., 1926.

3. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.

4. Денисова Н. А. О природе жизненной энергии. Монография. М.: Мир науки, 2016.

5. Козлов В.В. Теоретические и экспериментальные основы интенсивных интегративных психотехнологий в социальной психологии : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.05. Ярославль. 1999.

6. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. М.: АСТ, 2010.

7. Лоуэн А. Психология тела. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006.

8. Мальцева Т.В. Использование практик трансперсональной психологии в образовательной среде ведомственного вуза. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 140-144.

9. Психология личности. Хрестоматия. Т. 1. / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2008.

10. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000.

11. Руди А. Ш. Антропная витальность: явление и сущность: диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Омск - 2003.

12. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1996.

13. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб: Прайм-Еврознак, 2006.

14. Шипкова Л. Витализм // Философская энциклопедия. В 5т.-М., 1960. T.1.

15. Deci E., R. Ryan. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum, 1985.

16. Deci E.L., R.M. Ryan The "what" and "why" of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. V. 11. рр. 227-268.

17. Ryan R.M., Deci E.L. From Ego Depletion to Vitality: Theory and Findings Concerning the Facilitation of Energy Available to the Self // Social and Personality Psychology Compass. 2008. V. 2, № 2. pp. 702-717.doihttps://doi.org/10.1111/j.1751-9004.2008.00098.x

18. Ryan R.M., On energy, personality, and health: Subjective vitality as a dynamic reflection of well-being // Journal of Personality. 1997. V. 65. № 3. Р. 530.

19. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/zhiznennaya-energiya


Войти или Создать
* Забыли пароль?