THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO UNDERSTANDING THE CONCEPTS OF "VITALITY" AND "SUBJECTIVE VITALITY" IN THE FRAMEWORK OF THE CONCEPTUAL MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVE VITALITY OF THE HEADS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
Today, the definition of “subjective vitality” is interpreted in many research works as the experience of a person being full of energy, the vital forces available to her. Therefore, there is a need to consider the relationship and difference in the scientific understanding and development of such ends as “life force” and “subjective vitality”. The concept of “life force”, used in modern literature, is devoid of both a supernatural character and the functions of a natural science fact. The energy aspect of human functioning is more developed in our opinion in psychological research than in philosophical and natural sciences. For the first time, a description of the energetic component of a personality in line with psychology is found in works performed in line with a psychoanalytic direction. In the dynamic psychology of K. Levin, an approach to the energy component of the personality is described. E. Byrne believed that human energy can be directed inward, towards himself, and outward. From the perspective of describing the nature of vital energy, V. Reich's approach has been developed. According to A. Lowen, a single energy, enclosed in the body, manifests itself both in psychic phenomena and in movements; this energy is bioenergy. In the work of practical psychologists, one can find a difference in understanding of vital energy and energy.

Keywords:
life, vitality, subjective vitality, life energy, vitality, energy potential
Text

Актуальность. На современном этапе дефиниция «жизнь» имеет характер многозначной философской категории, выступает в качестве принципа понимания сущности мира и деятельности в этом мире человека. Данная философская категория выполняет функцию интегративной основы в изучении различных форм человеческой и природной активности, которые трактуются как формы жизни. Так, А.Ш. Руди в своем исследовании рассмотрела антропологические смыслы «витальности», которые связаны с необходимостью фиксации в понятийной форме жизненной силы, энергии человека, проявляющейся в созидательной активности и устремленной на утверждение жизни как способа реализации человеческого в человеке [11, С.8].

Сегодня дефиниция «субъективная витальность» во многих исследовательских работах толкуется как переживание личностью наполненности энергией, жизненными силами доступными для нее (Александрова Л.А. (2014); Станковская Е.Б. Обидина О.Е. (2016); Deci E.L., Ryan R.M. (1990); Ryan R.M., Frederick C. (1997) и др.) и рассматривается как качественная характеристика жизненной энергии, лежащей в основе человеческой активности.

Проблема. Исходя из выше обозначенных ориентиров, автор видит необходимость рассмотреть взаимосвязь и различие в научном понимании и разработанности таких концентов как «жизненная сила» и «субъективная витальность».

Теоретико-методологические подходы к пониманию научных концептов «жизненная сила» и «субъективная витальность». Впервые о наличие в живых телах «особых» сил можно найти в воззрениях  римского врача Галена во II в., который объяснил причину движения крови в организмах действием особой «пульсирующей силы». Вслед за Галеном, Парацельс высказал идею о существовании в организмах особой целесообразно действующей закономерности – «духа жизни» или «архея» [14, C. 262].

В XVII в. немецкий врач и химик Г.Шталь в качестве управляющего начала жизни называл душу, а его последователь И. Блуменбах, говорил о существовании «формообразующей силы», которая, по его мнению, является врожденным качеством органических тел и непрестанно действует, пока они живы. Французский физиолог и врач Ф.Биша в XVIII веке, считал что в основе принципиального различия живого от неживого лежит наличие в организмах непостижимой для человеческого ума «жизненной силы». «Жизненная сила» в учениях анимизма понималась как атрибут души, для виталистов составляла причину гармонии жизненных явлений, действующих вне законов механики, физики, химии.

Основываясь на проведенных исследованиях, В.И. Вернадский, критикуя витализм и отказавшись от понятия «жизненные силы», вводит понятие «биогенная сила», создаваемая жизнью человека в биосфере. Биогенная сила направляет размножение человека и создает благоприятные условия для заселения человеком частей биосферы, «...куда раньше не проникала его жизнь и местами даже какая бы то ни было жизнь» [3, С. 27].

Понятие «жизненной силы», используемое в современной литературе, лишено как сверхъестественного характера, так и функций естественнонаучного факта (предполагающего реальность количественного измерения).

Н.А. Денисова в своем монографическом исследовании пишет: «никто не знает <что такое жизненная энергия>, хотя каждый человек на Земле чувствует эту энергию, ощущает ее в своем организме» [4, С. 53]. По ее мнению, теоретическое и экспериментальное изучение жизненной энергии в естественной науке только начинается, и в первую очередь, физика, должна дать ответ на столь сложный вопрос, «потому что энергия, превращение энергии, потоки энергии – это все предметы, которые изучает именно она <физика>» [4, С. 53]. Однако, рассматривая физические, химические и биологические подходы к пониманию жизни, автор представляет жизненную энергию как «сложно устроенную энергоинформационную структуру, некую субстанцию, которая и обеспечивает все жизненные процессы – физические, психические, эмоциональные, мыслительные и все другие» [4, С. 53].

Энергетический аспект функционирования человека более разработан на наш взгляд в психологических исследованиях, чем в философских и естественнонаучных. Так, В.М. Бехтерев утверждал, что психические явления имеют энергетическую природу [2], при этом энергия рассматривается в концепции В.М. Бехтерева в качестве базового, субстанциального, предельно широкого, выступающего в качестве основания как психических, так и материальных явлений, источника проявления всех форм жизнедеятельности человека и общества.

Так, под жизненной энергией в психологии понимается – наполненность человека желанием жить, что-то делать, причем делать бодро, активно, на скорости и с напором, иметь много желаний и планов, заряжать своей энергией окружающих [19]. При этом в работах практических психологов можно встретить различие понимания жизненной энергии и энергетики. Первая выступает как достаточно стабильная характеристика человека, вторая как ситуативная.

Впервые описание энергетической составляющей личности в русле психологии встречаются в работах, выполненных в русле психоаналитического направления (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг и др.), где данная составляющая была и взаимосвязана с бессознательным уровнем психики.

Зигмунд Фрейд, наделял каждого человека психической энергией, использовав для этого понятие «либидо». Согласно З. Фрейда «либидо – это прежде всего особый вид энергии… Ее специфика состоит в том, что либидо имеет особое происхождение, связанное с сексуальным возбуждением, и обладает характером психически выраженного количества энергии» [6]. З. Фрейд выделял две противоположные силы: либидо, энергия, доступная инстинктам жизни и энергия агрессивного инстинкта или инстинкта смерти (специального названия в теории нет). Резервуаром энергии для всей личности в теории З. Фрейда выступает носитель всех чувственных, сексуальных влечений человека – Ид, внутренний источник всех побуждений, как не получивших удовлетворение, так и агрессивных начал.

В концепции К.Г. Юнга либидо перестает пониматься как сугубо сексуальная энергия, он пишет: «С генетической точки зрения телесными потребностями, составляющими сущность либидо, являются голод, жажда, сон, секс и эмоциональные состояния, или аффекты … либидо представляет собой не столько сексуальность, сколько психическую, душевную энергию как таковую, проявляющуюся в жизненном процессе и субъективно воспринимаемую человеком в качестве бессознательного стремления или желания» [6]. К. Юнг считал, что энергия либидо распределяется природой между различными функциональными системами, и только излишек ее направляется на эволюцию культуры и цивилизации [9].

В динамической психологии К. Левина изложен подход к энергетической составляющей личности [13, С.722-725], согласно которому, человек живет и развивается в психологическом поле окружающих его предметов, каждый из которых имеет определенный заряд – валентность, имеющей положительное (побудительная сила) или отрицательное (отталкивающая сила) значение. Воздействуя на личность посредством валентности, предметы порождают в ней потребности, которые К. Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, аккумулирующие напряжение. С его точки зрения, актуализация потребностей и мотивов является тем фактом, который обуславливает разрядку энергетического потенциала. При этом стимул может быть либо внутренним, либо внешним, а его происхождение может быть как биологическим, так и социальным. Одним из ключевых предположений К. Левина заключалось в том, что ядром человеческой активности в любых ее формах являются потребности (квазипортебности), образующиеся в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями, они и направляют активность человека [10, С. 622], до того пока не произойдет полного удовлетворения потребности, ее энергия будет поддерживать разнообразную деятельность.

Подход к человеку как к ярко окрашенной энергетической системе, полной динамических стремлений описан в работах Э. Берна, в них энергия человека разделяется на психическую и телесную. Так, описывая энергетический механизм, он пишет: «наша энергия происходит от пищи, которую мы потребляем, и от воздуха, который мы вдыхаем. Железы при этом играют важную роль в определении требуемого темпа выдачи этой энергии в спокойном состоянии или во время возбуждения. От мозга же зависит, на какую цель будет направлена энергия» [1]. Он считал, что энергия служит для того, чтобы восстанавливать равновесие, поэтому человек, являясь энергетической системой, по этой причине все время стремится прийти к состоянию покоя. Вышедшая из равновесия энергия проявляется в виде физического и психического напряжения, удаление от состояния равновесия обычно детерминировано желаниями (стремлениями).

Э. Берн считал, что у человека есть два мощных стремления – это стремление к созиданию и стремление к разрушению. Напряжение, приводящее к конструктивным целям Э. Берн обозначил как либидо, напряжение, дающее силу деструктивной активности – мортидо. Энергия человека может быть направлена вовнутрь, на себя, и наружу.

С точки зрения, Э. Берна, человека окружают другие энергетические системы (природа, другие люди), поэтому проблема личности состоит в том, чтобы найти наилучший способ обращения с другими энергетическими системами, с целью удовлетворения своих желаний как можно скорее и с наименьшей опасностью. Согласно принципа Реальности Э. Берна, человек должен научиться управлять тремя группами сил: самим собою, другими людьми и природой, чем более реалистичен человек, чем точнее он оценивает эти три вида сил, явлений, тем скорее и полнее он сможет безопасно удовлетворить свое либидо и мортидо.

В ракурсе описания природы жизненной энергии интересен подход В. Райха, которой для ее обозначения ввел собственную терминологию. Жизненную энергию он обозначил «биоэнергией», представляющую в живом организме разновидность космической энергии («энергии оргона»), присутствующей во всех вещах. В. Райх объяснял следующее: «Космическая энергия оргона действует в живом существе как особая биологическая энергия. И как таковая, она управляет деятельностью всего организма и проявляется в эмоциях, а также в чисто биофизическом движении органов» [13, С. 260].

В. Райх придерживался идеи основополагающей роли сексуальности в жизни человека, но он расширил теорию либидо З. Фрейда, включив в нее все основные психологические и биологические процессы, протекающие в человеческом организме. Например, В. Райх рассматривал чувство удовольствия как свободное движение энергии от центра организма к периферии и во внешний мир, также он полагал, что беспокойство есть втягивание организмом энергии, то есть движение ее из внешнего мира обратно в организм [10, C. 66]. В. Райх разработал теорию «мышечного панциря». «Мышечным панцирем» он назвал хронические мускульные зажимы, которые блокируют энергетические потоки и выступают основным препятствием для личностного роста, мешают человеку жить полноценной жизнью в гармонии с окружающими людьми и природой.

В дальнейшем подход В. Райха получил свое продолжение в биоэнергетическом анализе А. Лоуэна: «говоря об энергии жизни, я использую термин биоэнергия». А. Лоуэн изучал тело человека с учетом его энергетических особенностей. Он описывал его как «биоэлектрический океан» химического и энергетического обмена. По А. Лоуэну, единая энергия, заключенная в теле, проявляется и в психических феноменах, и в движениях; эта энергия и есть биоэнергия. Запасы биоэнергии ограничены, ее накопление связано с пищей, водой, кислородом [7].

А. Лоуэн считал, что отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь. С его точки зрения, здоровый человек «заземлен», то есть связан с землей, он получает удовольствие от жизни.

По А. Лоуэну, причиной неврозов, депрессии и психосоматических расстройств является подавление чувств, которое сопровождается хроническими мышечными напряжениями. Эти напряжения блокируют свободное течение энергии в организме человека и приводят к изменению функционирования личности. Закрепощенность тела препятствует свободной циркуляции энергии. В основе биоэнергетической концепции А. Лоуэна лежит утверждение, что люди являются в первую очередь телами, хранящими в себе напряжение и освобождающимися от него.

В больном организме не происходит свободной циркуляции жизненной энергии. Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения. Раскрепощение тела, по мнению А. Лоуэна, ведет к глубинным личностным изменениям. Система психотерапии, предложенная А. Лоуэном, способствует освобождению тела от напряжения. Терапевтический эффект обусловлен нормализацией процесса биоэнергетического обмена.

В отечественной психологии существует точка зрения на витальность и жизненную энергию, отличающаяся от бытующей в зарубежной психологии позиции. Рассматривая основные тенденции личности В.В. Козлов, считал, что они детерминируются одной переменной, которая мало зависит от личности, но проявляется через личность и является качеством личности. Данная переменная – это уровень витальности [5, С. 81]. В понимании В.В. Козлова  «уровень витальности – это та жизненная энергия, с которой человек рождается» [5, С. 81], ее характер и уровень проявления, по мнению исследователя,  «как бы заложен в нас с рождения», она имеет врожденный, биологический характер. В.В. Козлов называет эту энергию «стержневой, основной, самой важной структурой». Таким образом, в данном подходе по уровню витальности люди различаются от рождения, например, лидеры (любого социально-психологического плана) обладают огромной витальностью. Обнаруживает себя жизненная энергия через расширение пространства личности, которое зависит от того какова количественная величина потенциала жизненной энергии человека и насколько человек находит путь к своей личностной силе, к своей жизненной энергии. При этом важно не только количество жизненной энергии, но и ее направление, и умение структурированного и целенаправленного использования, в целях позитивного творчества. При наличии обладания большей витальностью личность будет привлекать к себе, так как является источником энергии.

В.В. Козлов считает, что чем больше растрачиваешь свою жизненную энергию, тем быстрее она истощается, поэтому нужно научиться чувствовать уровень своей витальности, уметь создавать большую структурированность и целенаправленность своей энергии, формировать условия ее реанимации, восстановления, накопления [5, С. 82], потому что человек, сонастроенный с положительными состояниями, является существом с высокой жизненной энергией, степенью самоактуализации, проявленности в жизни, в творчестве, в социуме [5, С. 28].

В настоящее время в психологической науке считается, что каждая личность обладает как общим потенциалом жизненной энергии, так и частными потенциалами: например, адаптационный, коммуникативный, потенциалы к активному личностному росту, проявлениям творчества, которые могут быть развиты [8, С. 140–144]. Однако, по мнению К. Роджерса, ни один человек не может самоактуализироваться настолько, чтобы отбросить все свои жизненные мотивы, то есть полностью реализовать свой личностный потенциал [12].

Несмотря на то, что философские и медицинские учения с глубокой древности содержали сведения о наличии у человека определенного энергетического потенциала, необходимого для здорового и гармоничного существования, а в психологии наработан огромный пласт знания об энергетической составляющей личности, понятие субъективной витальности было введено в экспериментальную психологию относительно недавно [18]. В связи с тем, что на современном этапе психологической науке объективно оценить количество жизненной энергии, имеющейся в распоряжении человека, не представляется возможным в силу не разработанности методов оценки, современные психологические исследования акцентируют внимание на субъективном ощущении полноты жизненных сил и энергии самим человеком.

Представленная Р. Райаном и К. Фредерик (1997) концептуальная модель субъективной витальности основывается на следующих положениях: саморегуляция, детерминируемая внутренней мотивацией требует меньшей энергозатратности; повышение уровня энергии связано с удовлетворением базовых потребностей; позитивное влияние на состояние уровня энергии человека оказывает стиль жизни, основанный на внутренней мотивации [17]. В целом основополагающую идею можно представить следующим образом: витальность повышается в условиях автономно регулируемой мотивации и является содержательным показателем психологического здоровья и процветания человека.

На рассматриваемый феномен оказывают влияние как психологические, так и физические факторы, а также внутренняя оценка себя как саморегулирующегося, компетентного и автономного индивида. При рассмотрении субъективной витальности как энергетического состояния авторы, говорят о несинономичности феномена понятию благополучия или положительным чувствам. Высокий уровень субъективной витальности может соответствовать как  низкоэнергетическому состоянию человека, так и высокоэнергитическому, при условии положительной валентности самочувствия.

Э. Деси и Р. Райан в результате обобщения результатов своих исследований в определенной степени возрождают идею изначальности жизненной энергии в человеке. Ученые подчеркивают, что переживание витальности особым образом соотносится с энергией, имеет причину в самой себе, то есть обладает внутренним субъективным локусом каузальности (internal perceived locus of causality) [15]. Витальность, или энергия, которая доступна человеку, его «Я», является важным индикатором источники мотивации.

Выводы. Теоретико-методологические анализ и осмысление подходов к пониманию научных концептов «жизненная сила» и «субъективная витальность» позволяют сделать определенные выводы:

во-первых, постулируются идеи о наличии в человеке врожденных способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни, а также признается существование врожденного потенциала, определяющего рост, интеграцию и здоровье, эффективное функционирование индивидов, групп и сообществ [16];

во-вторых, витальность рассматривается как субъективно воспринимаемое состояние, отражающее полноту жизненных сил и энергии человека;

в-третьих, субъективная витальность признается индикатором психологического благополучия личности, а также соотносится не только и не столько с физическим состоянием человека, сколько с его психологическим самоощущением.

References

1. Bern E. Vvedenie v psihiatriyu i psihoanaliz dlya neposvyaschennyh [Introduction to psychiatry and psychoanalysis for the uninitiated]. M.: Eksmo Publ., 2003. (in Russia)

2. Behterev V.M. Predmet i zadachi obschestvennoy psihologii kak ob'ektivnoy nauki [The subject and tasks of social psychology as an objective science]. M., 1926. (in Russia)

3. Vernadskiy V. I. Nauchnaya mysl' kak planetarnoe yavlenie [Scientific thought as a planetary phenomenon]. M.: Publ., 1991. (in Russia)

4. Denisova N. A. O prirode zhiznennoy energii. Monografiya [About the nature of vital energy. Monograph]. M.: Mir nauki Publ., 2016. (in Russia)

5. Kozlov V.V. Teoreticheskie i eksperimental'nye osnovy intensivnyh integrativnyh psihotehnologiy v social'noy psihologii : dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk : 19.00.05. [Theoretical and experimental foundations of intensive integrative psychotechnologies in social psychology: the dissertation ... Doctors of psychological sciences: 19.00.05.] Yaroslavl'. 1999. (in Russia)

6. Leybin V. M. Slovar'-spravochnik po psihoanalizu [Dictionary dictionary of psychoanalysis]. M.: AST Publ., 2010. (in Russia)

7. Louen A. Psihologiya tela [Body Psychology]. M.: Institut obschegumanitarnyh issledovaniy, 2006. (in Russia)

8. Mal'ceva T.V. Ispol'zovanie praktik transpersonal'noy psihologii v obrazovatel'noy srede vedomstvennogo vuza [The use of practices of transpersonal psychology in the educational environment of a departmental university]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 10. P. 140-144. (in Russia)

9. Psihologiya lichnosti. Hrestomatiya. T. 1. / pod red. D.Ya. Raygorodskogo [Psychology of personality. An anthology. T. 1. / Ed. D.Ya. Raygorodsky]. Samara: BAHRAH-M Publ.,, 2008.(in Russia)

10. Psihoterapevticheskaya enciklopediya / pod red. B. D. Karvasarskogo [Psychotherapeutic Encyclopedia / Ed. B. D. Karvasarsky]. SPb.: Piter Publ., 2000.(in Russia)

11. Rudi A. Sh. Antropnaya vital'nost': yavlenie i suschnost': dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata filosofskih nauk [Anthropic vitality: phenomenon and essence: the dissertation for the degree of candidate of philosophical sciences]. Omsk - 2003.(in Russia)

12. Teorii lichnosti v zapadno-evropeyskoy i amerikanskoy psihologii. Hrestomatiya po psihologii lichnosti. / pod red. D.Ya. Raygorodskogo [ Theories of personality in Western European and American psychology. Reading book on personality psychology. / ed. D.Ya. Raygorodsky]. Samara, 1996.(in Russia)

13. Freydzher R., Feydimen D. Lichnost'. Teorii, uprazhneniya, eksperimenty. [Personality. Theories, exercises, experiments] SPb: Praym-Evroznak Publ., 2006.(in Russia)

14. Shipkova L. Vitalizm // Filosofskaya enciklopediya [Vitalism // Philosophical Encyclopedia]. V 5t.-M., 1960. T.1. (in Russia)

15. Deci E., R. Ryan. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum, 1985.

16. Deci E.L., R.M. Ryan The "what" and "why" of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. V. 11. pp. 227-268.

17. Ryan R.M., Deci E.L. From Ego Depletion to Vitality: Theory and Findings Concerning the Facilitation of Energy Available to the Self // Social and Personality Psychology Compass. 2008. V. 2, № 2. pp. 702-717.doihttps://doi.org/10.1111/j.1751-9004.2008.00098.x

18. Ryan R.M., On energy, personality, and health: Subjective vitality as a dynamic reflection of well-being // Journal of Personality. 1997. V. 65. № 3. p. 530.

19. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/zhiznennaya-energiya


Login or Create
* Forgot password?