Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются некоторые характерные черты гениальных личностей и, в частности, отношение уникумов к труду. В широких общественных кругах давно уже сложилось и стало устойчивым представление о том, что гению, особенно в области художественной культуры, всё даётся удивительно легко, что, в известном смысле слова, это баловни судьбы. Иногда в подобном ключе говорят и об учёных. Приводится известный пример с Дмитрием Ивановичем Менделеевым, которому действительно приснилась периодическая система элементов. Правда, при этом почему-то забывается, что до этого знаменательного сна выдающийся ученый много лет занимался систематизацией элементов и на определённом этапе количество перешло в качество. Актуальность настоящей статьи объективно определяется и тем обстоятельством, что здесь рассматривается ещё малоисследованная проблема соотношения физического и интеллектуального потенциалов высокоодарённых личностей – гениев и талантов. Статья продолжает многолетние исследования автора по проблеме гениальности, результаты которых были изложены в таких работах, как: «Загадки творчества» (1995), «Тайны и загадки гениальности» (2012). Последняя работа в сокращенном варианте была опубликована в 2016 году в Германии. Проблема гениальности раскрывается профессором Ароновым А. А. также во множестве статей.

Ключевые слова:
гений, талант, характерные черты, одарённость, работоспособность, трудолюбие
Текст

          Актуальность темы статьи объективно определяется и тем обстоятельством, что здесь рассматривается ещё малоисследованная проблема соотношения физического и интеллектуального потенциалов высокоодарённых личностей – гениев и талантов.

         Проблема: недостаточно изучен вопрос историко-культурологического исследования о соотношении таких феноменов, как гениальность, талант, одарённость.

          Методы: историко-культурный анализ, компаративный анализ, контент-анализ, статистический анализ, герменевтический подход

Обсуждение результатов. Вопрос идентификации такого явления, как гений (равно гениальность), давно привлекает внимание не только ученых, специалистов в самых разных областях науки, но и общества в целом. Несмотря на наличие огромной литературы, вопрос и сегодня, в начале XXI века, остаётся всё ещё открытым и актуальным, а сам Гений представляется знакомым незнакомцем. Из потока литературы особо оговорим интереснейшую работу Владимира Павловича Эфроимсона «Генетика гениальности» [17].  Автор абсолютно убеждён в том, что гениями рождаются и связывает появление гениев с конкретными наследственными особенностями (=болезнями). Правда, при всём уважении к автору, нас несколько смущает категоричность его выводов и то обстоятельство, что иллюстрируя рассматриваемую интегративную проблему гениальности, Эфроимсон в персонифицированном контексте приводит довольно часто имена правителей, высоких особ, гениальность которых у нас вызывает  большие сомнения. Так, в числе «гениев» оказались:

  • Гиерон Старший, правитель Сиракуз;
  • Хабилай-Хан;
  • Кристиан II Злой;
  • Генрих VIII Тюдор;
  • Кардинал Уоллес;
  • Генрих IV Бурбон;
  • Герцоги Гизы;
  • Кардинал Джулио Мазарини;
  • Ян Собесский;
  • Карл XII;
  • Август Сильный;
  • Фридрих Вильгельм I, «Потсдамский фюрер», и т.д. и т.п.

Мы же считаем, что «Гений» -понятие высокое, обязывающее, отвечающее многим, давно устоявшимся требованиям. Непременное, объективное требование: масштабы содеянного, качественный, радикальный прорыв (= феноменальное открытие, достижение) в той или иной сфере жизнедеятельности общества, способное опередить время, открыть новые горизонты в теории (= науке) и в уже сложившейся практике. Едва ли кто-то из приведённого списка соответствует сформулированному требованию.

В настоящей статье мы поставили перед собой цель: выявить некоторые характерные черты, объективно свойственные гениальным личностям. Искренне полагаем, что и на сегодняшний день выявить абсолютно все  характерные черты гениев совершенно нереально: перед нами действительно знакомый незнакомец и чем больше мы о нём (= о них) узнаем, тем больше появляется вопросов. В принципе,  такая парадоксальная ситуация объяснима; ведь речь идет об уникальных личностях, реально обладающих феноменальной (= запредельной, не укладывающейся ни в какие нормы) одаренностью.

В связи с поставленной целью, мы составили свой список гениев, уникальность которых признана во всем мире и, безусловно,  отвечает самым высоким требованиям:

  • Микеланджело Буонарроти (1475-1564);
  • Леонардо да Винчи (1452-1519);
  • Рафаэль Санти (1483-1520);
  • Альберт Эйнштейн (1879-1955);
  • Людвиг Ван Бетховен (1770-1827);
  • Пётр Ильич Чайковский (1840-1893);
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750);
  • Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1795);
  • Владимир Иванович Вернадский (1863-1945);
  • Исаак Ньютон( 1649-1727);
  • Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (1881-1931);
  • Джакомо Пуччини (1858-1924);
  • Иоганн Штраус (сын) (1825-1899);
  • Джузеппе Верди (1813-1901);
  • Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837);
  • Огюст Роден (1840-1917);
  • Никколо Паганини (1782-1840);
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791);
  • Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938);
  • Иоганн Вольфганг Гёте (1749 -1832);
  • Джакомо Антонио Россини (1792-1868);
  • Рихард Вагнер (1813-1883);
  • Лев Николаевич Толстой (1828-1910);
  • Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669);
  • Фридерик Шопен (1810-1849);
  • Лев Давидович Ландау (1908-1968);
  • Эрнест Резерфорд (1871-1937);
  • Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935);
  • Оноре де Бальзак (1799-1850);
  • Франсиско Гойя-и-Лусьентес (1746-1828).

Несколько аргументов к вопросу о корректности приведённого списка. Здесь три лауреата Нобелевской премии (Эйнштейн, Ландау, Резерфорд). Как известно, самая престижная премия была учреждена лишь в конце XIX -начале XX в.в.

Микеланджело, Леонардо, Рафаэль - три титана Высокого Ренессанса, их творения восхищают нас и сегодня.

Тоже мы говорим о Моцарте, Верди, Бахе, Чайковском, Вагнере, Гойе, Россини, Рембрандте, Льве Толстом, Пушкине, Бальзаке, Гёте, Родене.  И сегодня занимают самые высокие места в профильных рейтингах Фёдор Шаляпин (умер в 1938), Анна Павлова (умерла в 1931); Никколо Паганини (умер в 1840). По сей день мы говорим о Штраусе (сыне) (1825-1899): «король вальса». И сегодня признанным отцом мировой космонавтики справедливо называют Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935). С великим уважением  весь цивилизованный мир относится к научным приоритетам Ньютона (1643-1727); Эйнштейна(1879 -1955), Льва Давидовича Ландау (1908- 1968), Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945), Резерфорда (1871-1937).

Опираясь на имеющуюся информацию о жизни и творчестве гениев, вошедших в наш список, попытаемся выявить, хотя бы, некоторые общие черты, объективно их характеризующие. Мы рассматриваем иерархию этих черт как условную, полагая, что каждая из них реально соответствует действительности и является достаточно значимой.

Во-первых, остановимся на такой черте, как трудолюбие. Давно сложилось представление во многих слоях общества, и не только российского, что гению всё даётся удивительно легко. Так, проводя грань между талантом и гением, М.Эбнер-Эшенбах (1830-1916), австрийская писательница, приходит к такому заключению: «таланту только в счастливые минуты удаётся из точек составить линию, проводимую гением одним росчерком пера [1, с. 662]. О той же грани Людвиг Фейербах  писал: «то, что для таланта всё ещё объект мышления, для гения  уже объект чувств» [1, с. 663]. В цитируемой нами «Онтологии мудрости» находим и такое, во многом созвучное уже приведённым, высказывание: «Гений делает то, что хочет; талант-то, что может» [1, с. 662].

В известном произведении Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери» последний поражается способности Моцарта буквально «на ходу» не просто сочинять, но и создавать шедевры.

Реальность же такова, что именно гении, на самом деле, являются великими тружениками, истинными  трудоголиками. И такая закономерность, как мы полагаем, вполне объяснима. Феноменальная одаренность, безусловно, соответствующая призванию гения, просто гонит своего обладателя вперёд, побуждая трудиться постоянно, «денно и нощно». И физический потенциал гения, как правило, не выдерживает соревнования с потенциалом интеллектуальным, реализуемая феноменальная одарённость со временем приводит к тому, что физический потенциал начинает иссякать.

Исследуя соотношение физического  и интеллектуального потенциалов гения, мы обратились к нашей когорте из тридцати,  безусловно, гениальных личностей, уникальность которых вопросов не вызывает. Какова же средняя продолжительность жизни «30 уникумов»? Оказывается, она достаточно скромная и составляет 65, 4 лет. Видимо, наши предположения о пределах физического потенциала гения, о естественном его истощении с учётом чрезвычайно интенсивной непрерывной деятельности гениев, подтвердились.

Из тридцати достигли 80 и более лет, то есть были долгожителями, только 7 человек:   Микеланджело (89), Вернадский (82), Ньютон (84), Верди (88), Гёте (83),  Л. Н. Толстой (82), Гойя (82). Итого-чуть более 23%.

Важно заметить: все 30, приведённые в списке, практически творили и в конце жизни, а некоторые из них-до могилы-Пушкин, Моцарт, Гёте, Вернадский, Микеланджело, Рафаэль, Павлова, Рембрандт, Гойе, Пуччини, Чайковский, Бах, Ломоносов (13 человек, более 43%.).

В почтенном возрасте Верди создает две знаменитые оперы: «Отелло» (1887 год) и «Фальстаф» (1893), а композитору было 80 лет [7, 11, 14]. Лебединой песней Великого Верди стал вокальный цикл из четырех небольших пьес духовного содержания. И здесь  принципиально важно подчеркнуть два момента: творческий процесс завершился только со смертью композитора (во-первых), 4 вокальные пьесы, безусловно, достойны встать в один ряд с лучшими произведениями этого жанра (во-вторых).  Таким образом, творческая планка, установленная Верди  в период расцвета творчества, не опускалась до конца его жизни. Творческий потенциал гения действительно не иссякает, и в этом контексте гений  принципиально отличается от таланта.

Обратимся к творческой планке талантливых людей. Мало сказать, что эта планка с течением времени заметно понижается, уровень творений уступает достигнутым ранее шедеврам. Реальность такова, что творческий процесс у талантов может вообще остановиться. Известный советский писатель Михаил Зощенко в своей работе «Возвращённая молодость» [8] приводит своеобразной список «мертвецов при жизни» (фразеология, конечно же, некорректная, излишне жесткая), подразумеваются в данном случае творческие мертвецы, активность которых со временем «сошла на нет». Так, поэт Кольдридж в 30 лет оставил поэзию по болезни. Вордсворд утратил  творческую активность к 40 годам (английский поэт-романтик прожил 80 лет, 1778-1850). Творческая депрессия в 37 лет поразила Глинку, Фонвизина, Леонида Андреева. В списке М. Зощенко упоминаются также Шуман, Буало, Томас Мур и другие таланты.

За пределами печального списка упомянем известного поэта Артюра Рембо, который умер в 1891 году в возрасте 37 лет. Он творил (писал всего 4 года) с 16 до 20 лет, правда, и этим успел войти в историю французской литературы.

Абсолютное большинство сочинений выдающегося русского композитора Александра Константиновича Глазунова (1865-1936) были написаны уже к 1910-1917 годам. Вершинное произведение - балет «Раймонда»- было создано еще в 1897 году, к уровню этого произведения не приблизилось ни одно из последующих.

Забытый сегодня талантливый русский писатель Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881) своё вершинное произведение- роман «Тысяча душ» -  выпустил в 1858 году. Все последующие произведения уступали вершинным.

Аналогичных примеров постепенного убывания творческой активности, снижения работоспособности у талантливых людей-великое множество. В большинстве случаев у гениев подобной печальной тенденции (=закономерности )  не прослеживается.

Микеланджело в свои 89 лет расписывает купол Собора Святого Петра в Риме, Моцарт в последнем году своей жизни (1791)  завершает солнечную, искрометную «Волшебную флейту». Великая танцовщица Анна Павлова выступала почти до последних дней жизни, умерла в Гааге, в 1931, в возрасте 50 лет. Чайковский завершает балет «Щелкунчик» в 1892 году, за год до смерти. Перечень примеров может быть продолжен.

Неспадающая творческая активность, стабильно феноменальная планка творческих достижений действительно характерна не только для гения, представляющего художественную культуру, но и для великих учёных [4,5].

Стабильно высокая, высочайшая планка творческих достижений гениев безусловно свидетельствует о мощи творческого потенциала, позволяющего постоянно,  почти непрерывно  выходить на высокие результаты.

На одном из всесоюзных пушкинских вечеров, состоявшихся в начале шестидесятых годов прошлого столетия было образно сказано, что если творчество многих, и даже талантливых поэтов, можно сравнить с одной (а.  иногда 2-3 ) одиноко стоящей вершины и, то творчество Пушкина представляет собой бесконечную горную гряду с огромным числом вершин [2,3].

Горная гряда с огромным числом вершин (= достижений) стабильно характеризут и абсолютное число гениев вообще и, в том числе, по нашему списку, независимо от продолжительности жизни, что просто поражает.

И, возвращаюсь к Александру Сергеевичу Пушкину, заметим, что его земная жизнь завершилась в 37 лет. А сколько было создано за это время? Пушкин блестяще проявил себя как поэт «Божьей милостью», прозаик, драматург, переводчик. Он творил в самых разных жанрах: писал лирические и гражданские стихи, поэмы, повести, пьесы, сказки. И всё это многообразное, полифоничное творчество Пушкина востребовано и сегодня, в XXI веке.

Земная жизнь Моцарта оказалась еще более короткой - 35 лет (1756-1791). И за это время  было создано 626 (!) произведений, среди них 17 опер, балет «Безделушки» ( 1778 год), оратория, 3 кантаты, Реквием (1791 год), 18 месс, свыше 70 вокально-симфонических произведений, около 50 симфоний, около 40 оркестровых ансамблей, 21 концерт для фортепиано с оркестром, 6 для скрипки с оркестром и другие [6].

И вновь заметим: феноменальная, поразительно продуктивная творческая деятельность также характерна для гениальных ученых. В этой связи вспомним Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945), Ломоносова 20 столетия. Его приоритетов  хватало бы на многих выдающихся ученых: основоположник комплекса современных наук о земле- геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и другие.

Разработчик целостного учения о биосфере и ее эволюции в ноосферу [12].

Продолжая рассказ о феноменальных, психофизических, интеллектуальных перегрузках гениев, долго выдерживать которые весьма проблематично, скажем несколько слов о знаменитом французском писателе Оноре де Бальзаке (1799-1850). За полвека он стал автором «человеческой комедии» - эпопеи из 96 романов, а также 100 блестящих «Озорных рассказов», множества статей, эссе и других работ [91].

Говоря о поражающей воображение масштабности содеянного гениями, скажем определенно: гении - самые настоящие трудоголики, в своей творческой активности они не щадят себя, легко ничто им не даётся, гений и труд – это синонимы.

Перу советского литературоведа И. Л. Фейнберга принадлежит заслуживающая внимания работа «Читая тетради Пушкина» [15]. Комиссия, учрежденная по повелению императора Николая I в 1837 году, после смерти Пушкина, обнаружила в рабочем кабинете Александра Сергеевича то, чего никто не ожидал: бездну черновых записей. Теперь мы знаем, что по числу черновых русский гений превосходит большинство поэтов мира. Прослеживается превосходство и по качеству черновых-многие из них сделали бы честь и знаменитым поэтом. A Пушкин, переходя от варианта к варианту, искал лучшее. К настоящему времени все черновые записи Пушкина расшифрованы, хотя сделать это было нелегко: черновые были до такой степени перечёркнуты, что живого места не просматривалось. Как свидетельствуют расшифровщики пушкинских черновиков, мучительный поиск единственного верного слова Пушкин вёл стремительно, мгновенно переходя от одного варианта к другому.

И теперь важно узнать,  как рассматривали проблему взаимосвязи одарённости и труда известные деятели культуры, в том числе, упомянутые в нашем списке.

Русский гений, царь- бас, Федор Иванович Шаляпин в своей книге «Маска и душа» писал: «я вообще не верю в одну спасательную силу таланта без упорной работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как заглохнет в пустыне  родник, не пробивая себе дороги через пески. Не помню, кто сказал: «гений-это прилежание. Явная гипербола, конечно. Куда как прилежен был Сальери, ведь вот даже музыку он разъял, как труп, а  Реквием всё-таки написал не он, а Моцарт. Но в этой гиперболе есть большая правда…» [16].

Известно,  выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии Эрнест Резерфорд (1871-1937), из Кавендишеской лаборатории   которого вышли более 10 лауреатов Нобелевской премии, работал по 18 часов в сутки. Изобретатель Эдисон (1847-1931), автор свыше 1000 произведений, главным образом в различных областях электротехники, сделал признание: «Гений-это 1 % вдохновения, а на 99% потение».

Представляет интерес мнение крупнейшего русского историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911): «Кто не способен работать по 16 часов в сутки, тот не имел права родиться и должен быть устранен из жизни как узурпатор бытия»[10].

Все известные биографы великого Верди и, в том числе, Франц Верфель, отмечают характерную, даже для позднего периода жизни композитора,  особенность: Он уставал тогда, когда не работал.

Приведенным фактам безусловно созвучны размышления другого замечательного композитора Дмитрия Дмитриевича  Шостаковича (1906-1975): «Когда работаю, вернее сочиняю, тогда мне живется лучше. Если я не сочиняю, то чувствую себя плохо»  [12]. Согласимся с тем, что оговорка-не работаю, а сочиняю-еще более усиливает мысль.

Подведем итог сказанному. Широко распространённая, устойчивое представление о гении как о человеке, которому всё легко даётся, это всего лишь очевидное заблуждение, не соответствующее действительности, это миф.

Удел гения, его судьба - трудиться с полной отдачей, постоянно, без перерыва для того, чтобы успеть реализовать свои грандиозные, эпохальные замыслы одного из феноменально-одаренных представителей земной цивилизации. Если человек подтверждает себя творчеством, то гении подтверждают существование цивилизации.

Список литературы

1. Антология мудрости./ Сост. В. Ю. Шойхер. М.: «Вече», 2005..

2. Аронов А. А. Пушкин в истории русской культуры. М.:Экон-Информ, 2007.

3. Аронов А. А. Тайны и загадки гениальности. М.:Экон-Информ, 2012.

4. Баландин Р. К. 100 великих гениев. М: Вече, 2004.

5. Бессараб М. Ландау. М.: Московский рабочий, 1978.

6. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. Л: Музыка, 1987.

7. Верфель Ф. Верди :Роман оперы.-М.:Музыка,1996.

8. Зощенко М. Повести. М.: 1989.

9. Иванов Г. Калюжная Л. Сто великих писателей. М.: Вече, 2002.

10. Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М.:1968.

11. Лебедев В. А. Маэстро борьбы. Верди. М.: Молодая гвардия, 1977.

12. Пятьдесят писем Д. Д. Шостаковича // Новый мир, 1982, №12. С. 145.

13. Самин Д. К. Сто великих учёных. М.: Вече.,2000. С 418-425.

14. Соловцова Л. А. Джузеппе Верди. М.: Музыка. 1986.

15. Фейнберг И. Л. Читая тетради Пушкина. М.: Советский писатель, 1985.

16. Шаляпин Ф. И. «Маска и душа. Мои сорок лет на театрах». М.:1989. С. 111.

17. Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. М.:Тайдекс Ко, 2002.


Войти или Создать
* Забыли пароль?