Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers some characteristic features of genius personalities and, in particular, the attitude of unique people to work. In broad public circles, it has long been established and has become a stable idea that genius, especially in the field of artistic culture, everything is surprisingly easy, that in a certain sense of the word it is the spoils of fate. Sometimes people talk about scientists in a similar way. A well-known example is given with Dmitry Ivanovich Mendeleev, who really had a dream about the periodic table of elements. However, for some reason it is forgotten that before this significant dream, an outstanding scientist for many years was engaged in the systematization of elements and at a certain stage, the quantity turned into quality. The article continues the author's long-term research on the problem of genius, the results of which were presented in such works as: "Riddles of creativity" (1995), "Secrets and riddles of genius" (2012). The last work in an abridged version was published in 2016 in Germany. The problem of genius is revealed by Professor A. A. Aronov also in many articles.

Keywords:
genius, talent, characteristics, giftedness, efficiency, hard work
Text

          Актуальность темы статьи объективно определяется и тем обстоятельством, что здесь рассматривается ещё малоисследованная проблема соотношения физического и интеллектуального потенциалов высокоодарённых личностей – гениев и талантов.

         Проблема: недостаточно изучен вопрос историко-культурологического исследования о соотношении таких феноменов, как гениальность, талант, одарённость.

          Методы: историко-культурный анализ, компаративный анализ, контент-анализ, статистический анализ, герменевтический подход

Обсуждение результатов. Вопрос идентификации такого явления, как гений (равно гениальность), давно привлекает внимание не только ученых, специалистов в самых разных областях науки, но и общества в целом. Несмотря на наличие огромной литературы, вопрос и сегодня, в начале XXI века, остаётся всё ещё открытым и актуальным, а сам Гений представляется знакомым незнакомцем. Из потока литературы особо оговорим интереснейшую работу Владимира Павловича Эфроимсона «Генетика гениальности» [17].  Автор абсолютно убеждён в том, что гениями рождаются и связывает появление гениев с конкретными наследственными особенностями (=болезнями). Правда, при всём уважении к автору, нас несколько смущает категоричность его выводов и то обстоятельство, что иллюстрируя рассматриваемую интегративную проблему гениальности, Эфроимсон в персонифицированном контексте приводит довольно часто имена правителей, высоких особ, гениальность которых у нас вызывает  большие сомнения. Так, в числе «гениев» оказались:

  • Гиерон Старший, правитель Сиракуз;
  • Хабилай-Хан;
  • Кристиан II Злой;
  • Генрих VIII Тюдор;
  • Кардинал Уоллес;
  • Генрих IV Бурбон;
  • Герцоги Гизы;
  • Кардинал Джулио Мазарини;
  • Ян Собесский;
  • Карл XII;
  • Август Сильный;
  • Фридрих Вильгельм I, «Потсдамский фюрер», и т.д. и т.п.

Мы же считаем, что «Гений» -понятие высокое, обязывающее, отвечающее многим, давно устоявшимся требованиям. Непременное, объективное требование: масштабы содеянного, качественный, радикальный прорыв (= феноменальное открытие, достижение) в той или иной сфере жизнедеятельности общества, способное опередить время, открыть новые горизонты в теории (= науке) и в уже сложившейся практике. Едва ли кто-то из приведённого списка соответствует сформулированному требованию.

В настоящей статье мы поставили перед собой цель: выявить некоторые характерные черты, объективно свойственные гениальным личностям. Искренне полагаем, что и на сегодняшний день выявить абсолютно все  характерные черты гениев совершенно нереально: перед нами действительно знакомый незнакомец и чем больше мы о нём (= о них) узнаем, тем больше появляется вопросов. В принципе,  такая парадоксальная ситуация объяснима; ведь речь идет об уникальных личностях, реально обладающих феноменальной (= запредельной, не укладывающейся ни в какие нормы) одаренностью.

В связи с поставленной целью, мы составили свой список гениев, уникальность которых признана во всем мире и, безусловно,  отвечает самым высоким требованиям:

  • Микеланджело Буонарроти (1475-1564);
  • Леонардо да Винчи (1452-1519);
  • Рафаэль Санти (1483-1520);
  • Альберт Эйнштейн (1879-1955);
  • Людвиг Ван Бетховен (1770-1827);
  • Пётр Ильич Чайковский (1840-1893);
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750);
  • Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1795);
  • Владимир Иванович Вернадский (1863-1945);
  • Исаак Ньютон( 1649-1727);
  • Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (1881-1931);
  • Джакомо Пуччини (1858-1924);
  • Иоганн Штраус (сын) (1825-1899);
  • Джузеппе Верди (1813-1901);
  • Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837);
  • Огюст Роден (1840-1917);
  • Никколо Паганини (1782-1840);
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791);
  • Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938);
  • Иоганн Вольфганг Гёте (1749 -1832);
  • Джакомо Антонио Россини (1792-1868);
  • Рихард Вагнер (1813-1883);
  • Лев Николаевич Толстой (1828-1910);
  • Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669);
  • Фридерик Шопен (1810-1849);
  • Лев Давидович Ландау (1908-1968);
  • Эрнест Резерфорд (1871-1937);
  • Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935);
  • Оноре де Бальзак (1799-1850);
  • Франсиско Гойя-и-Лусьентес (1746-1828).

Несколько аргументов к вопросу о корректности приведённого списка. Здесь три лауреата Нобелевской премии (Эйнштейн, Ландау, Резерфорд). Как известно, самая престижная премия была учреждена лишь в конце XIX -начале XX в.в.

Микеланджело, Леонардо, Рафаэль - три титана Высокого Ренессанса, их творения восхищают нас и сегодня.

Тоже мы говорим о Моцарте, Верди, Бахе, Чайковском, Вагнере, Гойе, Россини, Рембрандте, Льве Толстом, Пушкине, Бальзаке, Гёте, Родене.  И сегодня занимают самые высокие места в профильных рейтингах Фёдор Шаляпин (умер в 1938), Анна Павлова (умерла в 1931); Никколо Паганини (умер в 1840). По сей день мы говорим о Штраусе (сыне) (1825-1899): «король вальса». И сегодня признанным отцом мировой космонавтики справедливо называют Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935). С великим уважением  весь цивилизованный мир относится к научным приоритетам Ньютона (1643-1727); Эйнштейна(1879 -1955), Льва Давидовича Ландау (1908- 1968), Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945), Резерфорда (1871-1937).

Опираясь на имеющуюся информацию о жизни и творчестве гениев, вошедших в наш список, попытаемся выявить, хотя бы, некоторые общие черты, объективно их характеризующие. Мы рассматриваем иерархию этих черт как условную, полагая, что каждая из них реально соответствует действительности и является достаточно значимой.

Во-первых, остановимся на такой черте, как трудолюбие. Давно сложилось представление во многих слоях общества, и не только российского, что гению всё даётся удивительно легко. Так, проводя грань между талантом и гением, М.Эбнер-Эшенбах (1830-1916), австрийская писательница, приходит к такому заключению: «таланту только в счастливые минуты удаётся из точек составить линию, проводимую гением одним росчерком пера [1, с. 662]. О той же грани Людвиг Фейербах  писал: «то, что для таланта всё ещё объект мышления, для гения  уже объект чувств» [1, с. 663]. В цитируемой нами «Онтологии мудрости» находим и такое, во многом созвучное уже приведённым, высказывание: «Гений делает то, что хочет; талант-то, что может» [1, с. 662].

В известном произведении Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери» последний поражается способности Моцарта буквально «на ходу» не просто сочинять, но и создавать шедевры.

Реальность же такова, что именно гении, на самом деле, являются великими тружениками, истинными  трудоголиками. И такая закономерность, как мы полагаем, вполне объяснима. Феноменальная одаренность, безусловно, соответствующая призванию гения, просто гонит своего обладателя вперёд, побуждая трудиться постоянно, «денно и нощно». И физический потенциал гения, как правило, не выдерживает соревнования с потенциалом интеллектуальным, реализуемая феноменальная одарённость со временем приводит к тому, что физический потенциал начинает иссякать.

Исследуя соотношение физического  и интеллектуального потенциалов гения, мы обратились к нашей когорте из тридцати,  безусловно, гениальных личностей, уникальность которых вопросов не вызывает. Какова же средняя продолжительность жизни «30 уникумов»? Оказывается, она достаточно скромная и составляет 65, 4 лет. Видимо, наши предположения о пределах физического потенциала гения, о естественном его истощении с учётом чрезвычайно интенсивной непрерывной деятельности гениев, подтвердились.

Из тридцати достигли 80 и более лет, то есть были долгожителями, только 7 человек:   Микеланджело (89), Вернадский (82), Ньютон (84), Верди (88), Гёте (83),  Л. Н. Толстой (82), Гойя (82). Итого-чуть более 23%.

Важно заметить: все 30, приведённые в списке, практически творили и в конце жизни, а некоторые из них-до могилы-Пушкин, Моцарт, Гёте, Вернадский, Микеланджело, Рафаэль, Павлова, Рембрандт, Гойе, Пуччини, Чайковский, Бах, Ломоносов (13 человек, более 43%.).

В почтенном возрасте Верди создает две знаменитые оперы: «Отелло» (1887 год) и «Фальстаф» (1893), а композитору было 80 лет [7, 11, 14]. Лебединой песней Великого Верди стал вокальный цикл из четырех небольших пьес духовного содержания. И здесь  принципиально важно подчеркнуть два момента: творческий процесс завершился только со смертью композитора (во-первых), 4 вокальные пьесы, безусловно, достойны встать в один ряд с лучшими произведениями этого жанра (во-вторых).  Таким образом, творческая планка, установленная Верди  в период расцвета творчества, не опускалась до конца его жизни. Творческий потенциал гения действительно не иссякает, и в этом контексте гений  принципиально отличается от таланта.

Обратимся к творческой планке талантливых людей. Мало сказать, что эта планка с течением времени заметно понижается, уровень творений уступает достигнутым ранее шедеврам. Реальность такова, что творческий процесс у талантов может вообще остановиться. Известный советский писатель Михаил Зощенко в своей работе «Возвращённая молодость» [8] приводит своеобразной список «мертвецов при жизни» (фразеология, конечно же, некорректная, излишне жесткая), подразумеваются в данном случае творческие мертвецы, активность которых со временем «сошла на нет». Так, поэт Кольдридж в 30 лет оставил поэзию по болезни. Вордсворд утратил  творческую активность к 40 годам (английский поэт-романтик прожил 80 лет, 1778-1850). Творческая депрессия в 37 лет поразила Глинку, Фонвизина, Леонида Андреева. В списке М. Зощенко упоминаются также Шуман, Буало, Томас Мур и другие таланты.

За пределами печального списка упомянем известного поэта Артюра Рембо, который умер в 1891 году в возрасте 37 лет. Он творил (писал всего 4 года) с 16 до 20 лет, правда, и этим успел войти в историю французской литературы.

Абсолютное большинство сочинений выдающегося русского композитора Александра Константиновича Глазунова (1865-1936) были написаны уже к 1910-1917 годам. Вершинное произведение - балет «Раймонда»- было создано еще в 1897 году, к уровню этого произведения не приблизилось ни одно из последующих.

Забытый сегодня талантливый русский писатель Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881) своё вершинное произведение- роман «Тысяча душ» -  выпустил в 1858 году. Все последующие произведения уступали вершинным.

Аналогичных примеров постепенного убывания творческой активности, снижения работоспособности у талантливых людей-великое множество. В большинстве случаев у гениев подобной печальной тенденции (=закономерности )  не прослеживается.

Микеланджело в свои 89 лет расписывает купол Собора Святого Петра в Риме, Моцарт в последнем году своей жизни (1791)  завершает солнечную, искрометную «Волшебную флейту». Великая танцовщица Анна Павлова выступала почти до последних дней жизни, умерла в Гааге, в 1931, в возрасте 50 лет. Чайковский завершает балет «Щелкунчик» в 1892 году, за год до смерти. Перечень примеров может быть продолжен.

Неспадающая творческая активность, стабильно феноменальная планка творческих достижений действительно характерна не только для гения, представляющего художественную культуру, но и для великих учёных [4,5].

Стабильно высокая, высочайшая планка творческих достижений гениев безусловно свидетельствует о мощи творческого потенциала, позволяющего постоянно,  почти непрерывно  выходить на высокие результаты.

На одном из всесоюзных пушкинских вечеров, состоявшихся в начале шестидесятых годов прошлого столетия было образно сказано, что если творчество многих, и даже талантливых поэтов, можно сравнить с одной (а.  иногда 2-3 ) одиноко стоящей вершины и, то творчество Пушкина представляет собой бесконечную горную гряду с огромным числом вершин [2,3].

Горная гряда с огромным числом вершин (= достижений) стабильно характеризут и абсолютное число гениев вообще и, в том числе, по нашему списку, независимо от продолжительности жизни, что просто поражает.

И, возвращаюсь к Александру Сергеевичу Пушкину, заметим, что его земная жизнь завершилась в 37 лет. А сколько было создано за это время? Пушкин блестяще проявил себя как поэт «Божьей милостью», прозаик, драматург, переводчик. Он творил в самых разных жанрах: писал лирические и гражданские стихи, поэмы, повести, пьесы, сказки. И всё это многообразное, полифоничное творчество Пушкина востребовано и сегодня, в XXI веке.

Земная жизнь Моцарта оказалась еще более короткой - 35 лет (1756-1791). И за это время  было создано 626 (!) произведений, среди них 17 опер, балет «Безделушки» ( 1778 год), оратория, 3 кантаты, Реквием (1791 год), 18 месс, свыше 70 вокально-симфонических произведений, около 50 симфоний, около 40 оркестровых ансамблей, 21 концерт для фортепиано с оркестром, 6 для скрипки с оркестром и другие [6].

И вновь заметим: феноменальная, поразительно продуктивная творческая деятельность также характерна для гениальных ученых. В этой связи вспомним Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945), Ломоносова 20 столетия. Его приоритетов  хватало бы на многих выдающихся ученых: основоположник комплекса современных наук о земле- геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и другие.

Разработчик целостного учения о биосфере и ее эволюции в ноосферу [12].

Продолжая рассказ о феноменальных, психофизических, интеллектуальных перегрузках гениев, долго выдерживать которые весьма проблематично, скажем несколько слов о знаменитом французском писателе Оноре де Бальзаке (1799-1850). За полвека он стал автором «человеческой комедии» - эпопеи из 96 романов, а также 100 блестящих «Озорных рассказов», множества статей, эссе и других работ [91].

Говоря о поражающей воображение масштабности содеянного гениями, скажем определенно: гении - самые настоящие трудоголики, в своей творческой активности они не щадят себя, легко ничто им не даётся, гений и труд – это синонимы.

Перу советского литературоведа И. Л. Фейнберга принадлежит заслуживающая внимания работа «Читая тетради Пушкина» [15]. Комиссия, учрежденная по повелению императора Николая I в 1837 году, после смерти Пушкина, обнаружила в рабочем кабинете Александра Сергеевича то, чего никто не ожидал: бездну черновых записей. Теперь мы знаем, что по числу черновых русский гений превосходит большинство поэтов мира. Прослеживается превосходство и по качеству черновых-многие из них сделали бы честь и знаменитым поэтом. A Пушкин, переходя от варианта к варианту, искал лучшее. К настоящему времени все черновые записи Пушкина расшифрованы, хотя сделать это было нелегко: черновые были до такой степени перечёркнуты, что живого места не просматривалось. Как свидетельствуют расшифровщики пушкинских черновиков, мучительный поиск единственного верного слова Пушкин вёл стремительно, мгновенно переходя от одного варианта к другому.

И теперь важно узнать,  как рассматривали проблему взаимосвязи одарённости и труда известные деятели культуры, в том числе, упомянутые в нашем списке.

Русский гений, царь- бас, Федор Иванович Шаляпин в своей книге «Маска и душа» писал: «я вообще не верю в одну спасательную силу таланта без упорной работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как заглохнет в пустыне  родник, не пробивая себе дороги через пески. Не помню, кто сказал: «гений-это прилежание. Явная гипербола, конечно. Куда как прилежен был Сальери, ведь вот даже музыку он разъял, как труп, а  Реквием всё-таки написал не он, а Моцарт. Но в этой гиперболе есть большая правда…» [16].

Известно,  выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии Эрнест Резерфорд (1871-1937), из Кавендишеской лаборатории   которого вышли более 10 лауреатов Нобелевской премии, работал по 18 часов в сутки. Изобретатель Эдисон (1847-1931), автор свыше 1000 произведений, главным образом в различных областях электротехники, сделал признание: «Гений-это 1 % вдохновения, а на 99% потение».

Представляет интерес мнение крупнейшего русского историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911): «Кто не способен работать по 16 часов в сутки, тот не имел права родиться и должен быть устранен из жизни как узурпатор бытия»[10].

Все известные биографы великого Верди и, в том числе, Франц Верфель, отмечают характерную, даже для позднего периода жизни композитора,  особенность: Он уставал тогда, когда не работал.

Приведенным фактам безусловно созвучны размышления другого замечательного композитора Дмитрия Дмитриевича  Шостаковича (1906-1975): «Когда работаю, вернее сочиняю, тогда мне живется лучше. Если я не сочиняю, то чувствую себя плохо»  [12]. Согласимся с тем, что оговорка-не работаю, а сочиняю-еще более усиливает мысль.

Подведем итог сказанному. Широко распространённая, устойчивое представление о гении как о человеке, которому всё легко даётся, это всего лишь очевидное заблуждение, не соответствующее действительности, это миф.

Удел гения, его судьба - трудиться с полной отдачей, постоянно, без перерыва для того, чтобы успеть реализовать свои грандиозные, эпохальные замыслы одного из феноменально-одаренных представителей земной цивилизации. Если человек подтверждает себя творчеством, то гении подтверждают существование цивилизации.

References

1. Antologiya mudrosti [Anthology of wisdom] / Sost. V. Yu. Shoyher. M.: «Veche» Publ., 2005. (in Russia)

2. Aronov A. A. Pushkin v istorii russkoy kul'tury [Pushkin in the history of Russian culture]. M.:Ekon-InformPubl. , 2007. (in Russia)

3. Aronov A. A. Tayny i zagadki genial'nosti [Mysteries and mysteries of genius]. M.:Ekon-Inform Publ., 2012. (in Russia)

4. Balandin R. K. 100 velikih geniev [100 great geniuses]. M: Veche Publ., 2004. (in Russia)

5. Bessarab M. Landau [Landau]. M.: Moskovskiy rabochiy Publ., 1978. (in Russia)

6. Vaynkop Yu., Gusin I. Kratkiy biograficheskiy slovar' kompozitorov [Brief Biographical Dictionary of Composers]. L. 1987. (in Russia)

7. Verfel' F. Verdi :Roman opery [Verdi:A Novel of the Opera].-M.:Muzyka Publ.,1996. (in Russia)

8. Zoschenko M. Povesti [Stories]. M.: 1989. (in Russia)

9. Ivanov G. Kalyuzhnaya L. Sto velikih pisateley [One hundred great writers ]. M.: Veche Publ., 2002. (in Russia)

10. Klyuchevskiy V. O. Pis'ma. Dnevniki. Aforizmy i mysli ob istorii [ Letters. Diaries. Aphorisms and thoughts about history]. M.:1968. (in Russia)

11. Lebedev V. A. Maestro bor'by. Verdi [Maestro of wrestling. Verdi]. M.: Molodaya gvardiya, 1977. (in Russia)

12. Pyat'desyat pisem D. D. Shostakovicha [Fifty letters from D. D. Shostakovich] // Novyy mir, 1982, №12. P. 145. (in Russia)

13. Samin D. K. Sto velikih uchenyh [One hundred great scientists]. M.: Veche Publ.,2000. pp. 418-425. (in Russia)

14. Solovcova L. A. Dzhuzeppe Verdi [Giuseppe Verdi]. M.: Muzyka Publ. . 1986. (in Russia)

15. Feynberg I. L. Chitaya tetradi Pushkina [Reading Pushkin's notebooks]. M.: Sovetskiy pisatel' Publ., 1985. (in Russia)

16. Shalyapin F. I. «Maska i dusha. Moi sorok let na teatrah» [Mask and Soul. My forty years in theaters]. M.:1989. P. 111. (in Russia)

17. Efroimson V. P. Genetika genial'nosti [ Genetics of genius]. M.:Taydeks Ko Publ., 2002. (in Russia)


Login or Create
* Forgot password?