Таганрог, Ростовская область, Россия
В статье представлены результаты исследования представлений о семье младших школьников разного возраста. Респондентами являлись 95 младших школьников, учащихся 2-го, 3-го и 4-го классов средних школ. В качестве метода исследования выступил свободный ассоциативный эксперимент. Было установлено, что содержание наиболее часто встречающихся ассоциаций изменяется от одной возрастной группы к другой. В течение младшего школьного возраста трансформируется характеристика, которую дают дети отношениям между членами семьи («дружба» меняется на «любовь»), исчезает упоминание «Я» из перечисления членов семьи, возрастает частота употребления обобщающих категорий («родные», «близкие»). Результаты могут быть использованы специалистами, работающими с детьми, для оценки семейной ситуации, в которой растет ребенок, с позиции переживаний самого ребенка.
представления, семья, младший школьник, ассоциативный эксперимент, развитие
1. Асламазова Л.А. Представления приемных детей о межличностных отношениях в семье // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o.: Прага, 2014. С. 34-38.
2. Березина Т.А. Особенности формирования образа семьи у современных дошкольников. Детский сад: теория и практика. № 12. М.: Изд-во Эдисьон Пресс, 2014. С. 20-29.
3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. к.психол.н. М., 1986. 21 с.
4. Крупник И.Р. Особенности семейных представлений у детей трудовых мигрантов, детей-сирот и детей из обычных полных семей // Психология. Экономика. Право. 2014. № 3. С. 13-21.
5. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2006. 432 с.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
7. Сергеева Е.В., Васильева М.И. Формирование представлений о родословной семьи как о средстве социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение: теория, методика и практика III Международная научно-практическая конференция. Чебоксары: ООО «Интерактив плюс», 2015.
8. Шурко Л.И., Тарасова Л.Ю., Курашова Л.Н. Формирование представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста // Современные тенденции в образовании и науке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов: Издательство ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 148-150.
9. Щербакова А.М. Представления о семье и семейных ролях у детей-сирот. Акмеология. М.: Научно-исследовательский институт школьных технологий. 2008. С. 136-139.
10. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.О. Юстицкис. СПб.: Питер, 2002. 656 с.
11. Bowen, M. (1978). Family Therapy in Clinical Practice. New York: Jason Aronson.
12. de Cock, T.P., Shevlin M. (2014). Parental Bonding. A Typology of the Parent-Child Relationship in a Population Sample. SAGE Open. Aug 2014, 4 (3) DOI:https://doi.org/10.1177/2158244014547325.
13. Roberts, D., Coakley, T.M., Washington, T. & Kelley, A. (2014). Fathers’ Perspectives on Supports and Barriers That Affect Their Fatherhood Role. SAGE Open. Feb 2014, 4 (1). DOI:https://doi.org/10.1177/2158244014521818.
14. Roskam, I., Meunier, J.-C., Stievenart, M. (2015). From Parents to Siblings and Peers. The Wonderful Story of Social Development. SAGE Open. Oct 2015, 5 (4) DOI:https://doi.org/10.1177/2158244015611455.
15. Satir, V., Baldwin, M. (1983). Satir step by step: a guide to creating change in families. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.
16. Winnicott, D.W. (1992). The Family and Individual Development. London, Routledge.