В статье рассматриваются проблемы, затрагивающие философские и образовательные аспекты формирования адаптационного механизма человека, рассматриваемого как биосоциальная система. В основе авторских размышлений – положение о том, что образование и воспитание – это процесс практически непрерывного совершенствования человека. Обосновывается мысль, согласно которой постоянный рост и развитие личности являются атрибутивными характеристиками процесса адаптации как комплекса составляющих системы продуктивного взаимодействия личности и окружающей среды, самоактуализации, саморазвития и самоорганизации человека в конкретном социальном окружении. С позиций философии авторы трактуют адаптацию как социальный феномен, форму взаимодействия личности или социальной группы с окружающей средой, при которой координируются и согласуются требования и ожидания ее участников. Авторы делают акцент на том, что система образования и воспитания, в частности, в философском аспекте, имеет целью формирование новой личности, а также иного, отличного от нынешнего, образа мироустройства. Подчеркивается, что современный человек, особенно индивид новой генерации – не пассивный созерцатель, но активно действующий субъект политических изменений, формой выражения которых является курс на развитие прогрессивного института социальной жизни, представляющего собой ассоциацию равных и свободных личностей, курс на развитие гражданского общества. Авторы приходят к выводу, что образование и воспитание – это неразрывные процессы непрерывного совершенствования человека, другими словами – повышение уровня биосоциальной квалификации как отдельной личности, так и, соответственно, человеческих популяций.
образование, воспитание, знание, адаптация, биосоциальная система, ценности, гармония, окружающая среда.
Ведущую роль в процессе социализации человека в обществе играет система образования, которая является основополагающим компонентом прогрессивного развития любого общества, реализует производительный механизм трансляции накопленных знаний и культурных ценностей от поколения к поколению. Готовя человека к любой сфере общественной деятельности, образование выступает мощным медиативным фактором процесса взаимоотношений между индивидом, окружающей средой и обществом.
Нельзя не согласиться с американским социологом Д. Беллом, который называет знание «осью» постиндустриального общества. По его мнению, «знание необходимо для функционирования любого общества. ... Подобно тому как фирма (предприятие) была ключевым инструментом последние сотни лет, благодаря ее роли в организации массового производства товаров или вещей, университет или любая другая форма институционализации знания будет центральным институтом в последующие сотни лет благодаря своей роли источника инноваций и знания» [2].
Система образования – сложный, динамичный, полиаспектный комплекс взаимосвязей людей, объединенных процессом передачи и приобретения знаний.
1. Аристотель. Никомахова этика. М.: Эксмо-Пресс, 1997. URL: http://www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/nikomah.txt/
2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. М.: Прогресс, 1986. URL: http://www.alt-future.narod.ru/Future/bell.htm/
3. Гражданское общество в эпоху тотальной глобализации / Научн. ред. И.И. Кальной, А.В. Горбань. Симферополь: АРИАЛ, 2011.
4. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1991. URL: http://kfurgeto.pixub.com/379.html/
5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983.
6. Ложкомоева Е.Н., Нечаева Т.В. Разработка организационно-экономического механизма промышленных предприятий: проблемы терминологии и моделирования // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. Вып. № 16. Серия «Социально-экономические науки». М.: Изд-во МГУПИ, 2009. С. 81-96.
7. Моисеев Н.Н. Избранные труды: В 2 т. Т. 2. Междисциплинарные исследования глобальных проблем. Публицистика и общественные проблемы. М.: Тайдекс Ко, 2003.
8. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.
9. Роззак Т. Голос Земли. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
10. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.
11. Тищенко Н.Д. Естественная и социальная адаптация человека: Автореф. дис.... канд.. филос. наук. Чита, 2012.
12. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. Памяти Регины Семеновны Карпинской. М.: ИФРАН, 1996.
13. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления. СПб.: ЛГУ, 1991.