Статья посвящена аспектам научного исследования системы семейных ценностей. Рассматриваются основные подходы: философский, теоретический и эмпирический, которые необходимо учитывать при обращении к ценностной тематике. Обращается внимание на их комплексное применение в исследованиях. Приводится краткая классификация семейных ценностей. Делается вывод о том, что базовые ценности, корнями уходящие в нашу историю и культуру, поддерживаемые и охраняемые не одним поколением наших предков, позволяют определять нашу российскую идентификацию и на этой основе развивать институт российской семьи. Вместе с тем мир ценностей надо рассматривать всегда конкретно, а не абстрактно, учитывая влияние на них современных факторов. Это дает возможность понимать и учитывать при формировании ценностной модели семьи социально- нравственные изменения в содержании семейных ценностей, которые происходят и характерны для конкретного этапа развития института семьи, чтобы четко определить механизмы и способы формирования необходимых ценностных отношений и ориентаций, в первую очередь у молодежи.
ценность, подход, семья, брак, родство, особенность, родительство.
Система ценностей — одна из наиболее основополагающих составляющих культуры. Ее научное исследование является важнейшим элементом изучения общества и происходящих в нем процессов как на макро-, так и на микроуровне, ввиду того, что ценности не только входят в число основных компонентов мотивации человеческой деятельности, но и во многом определяют специфику восприятия индивидом окружающей действительности.
В отношении общества они выполняют базовую функцию интегрирующего элемента в общественной структуре, являются основой его целостности и стабильности существования.
Поэтому совершенно не случайно в послании президента Российской Федерации Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. вопросу сохранения и защиты традиционных ценностей российского общества уделено пристальное внимание, причем тем ценностям, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации каждого народа — это ценности традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценности гуманизма и разнообразия мира.
Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают личность, граждан страны — впитавших её ценности, историю и традиции [1].
Эта задача, поставленная главой государства, приобретает важнейшее значение на фоне тех негативных тенденций, которые имеют место в современном обществе.
Советский и российский социолог В.А. Ядов указывает, что «включение ценностных ориентаций в структуру личности позволяет уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально-экономической природе общества, его морали, идеологии, культуре, в особенности классового и социально-группового сознания той среды, в которой формировалась социальная индивидуальность и где протекает повседневная жизнедеятельность человека» [9].
1. Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию 2013 года. URL: http://www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.html (дата обращения: 13.12.2013).
2. Абдурагимова Х.А. Структура и классификация ценностей. URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/psih11.html (дата обращения: 10.02.2014).
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.
4. Берсенева Т.А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: Монография. СПб.: СПбАППО, 2004.
5. Гущина Т.Н. Ценностные ориентации как фактор развития субъективности старшеклассника // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1. С. 28-33.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003.
7. Лутовинов В.И. Духовно-нравственная основа военно-патриотического воспитания и подготовки учащейся молодежи к защите Отечества // Воспитание школьников. 2012. № 9. С. 3-9.
8. Стойлик А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2004.
9. Ядов В.А., Здравомыслов А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. 1966. Т. 2. С. 187-207.