ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ФИНАНСОВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ КУРСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье на основе современных исторических исследованиях изучению подвергаются органы финансовой власти дореволюционной России, которые представляли стройную вертикальную систему. Исследования проводятся почти за столетний период существования дореволюционной Курской губернии с использованием архивных документов самой губернии и статей молодых ученых и историков. В статье рассматривается единый центральный финансовый орган управления косвенными налогами, основой которого являлись акцизы, а также казенная палата, податная инспекция и другие органы финансовой власти. Статья опирается на первоисточники, а также публикации и статьи курских исследователей: Кравцовой, Вородюхина, Чальцевой, и др.

Ключевые слова:
Министерство финансов, казначейство, податная инспекция, Городская дума, гербовый сбор, сахарный акциз, сельское самоуправление, городское самоуправление, налогообложение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

   Экономическая система Российской империи была довольно сложной и отражала характерные черты политического и социально-экономического уклада государства. Одним из важных принципов, которого придерживалось экономическое ведомство, являлось стремление к бюджетному балансу. Затраты не должны были быть выше прибыли государства. Финансовые органы дореволюционной империи представляли собой стройную вертикальную систему: от центрального учреждения – Министерства финансов до низовых уездных подразделений – податных инспекторов, акцизных чиновников и др.

Министерство финансов должно было обеспечивать бюджет постоянными источниками государственного дохода и следить за исполнением законов финансового направления. Некоторые аспекты деятельности Минфина (на примере взимания гербового сбора)  рассмотрены в статьях С.Е. Вородюхина [3, 4],  в которой указывается, что  Министерство было создано в 1802 году, когда Александром I был подписан Манифест об учреждении министерств.

С.Е. Вородюхин обращает особое внимание на одну из задач Министерства: успешное поступление гербового сбора, который в налоговой системе Российской империи занимал отдельное место, т.к. касался всех сфер гражданской жизни, требующих письменного акта. Взыскание гербового сбора происходило совершенно легко и обходилось довольно дешево, при этом организация сбора не требовала больших затрат [3, с. 112].  В статье указывается, что в 1896 г. при Министерстве финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей, одной из функций которого была организация взимания гербового сбора.

Функционирование центральных органов финансов, но с актуализацией на их влияние на формирование акцизной системы, являющейся основным источником дохода в государственном бюджете Российской империи, подняты в работе Т.А. Чальцевой [17]. Автор отмечает, что в XIX веке возникла острая необходимость создания единого центрального финансового органа управления косвенными налогами, основой которого являлись бы акцизы [17, с. 61]. Привлекательность акцизов для государственной власти Российской Империи состояла в отсутствии необходимости создавать большой аппарат взимания, так как акциз уплачивается непосредственно при покупке облагаемых товаров. Существовавшая до 1860-х годов система управления налогообложением, потеряла свою эффективность, отличалась несовершенством и несогласованностью, и с 1863 года в изучаемой сфере были начаты серьезные преобразования. Департамент разных податей и сборов был разделен на два самостоятельных финансовых органа: Департамент окладных сборов по заведованию прямыми налогами и Департамент неокладных сборов по заведованию косвенными налогами, которому подчинялись губернские и окружные акцизные управления.

Акцизные управления занимались организацией сбора акцизов с питей, изделий из вина и спирта, дрожжей, табака, сахара, осветительных нефтяных масел и зажигательных спичек. В местностях, где действовала казенная винная монополия, акцизные управления заведовали всей её деятельностью (производством, закупкой у сторонних производителей, транспортировкой, хранением и продажей водки). Управления, не зависели от губернаторов, которые сохраняли только право их ревизии и могли запрашивать от управлений необходимые данные. Стоит отметить, что созданная четкая вертикальная организация обложения и взимания акцизов возникла значительно раньше, чем в прямом налогообложении.

Деятельность Министерства финансов и его министров изучали и другие курские исследователи: Е.С. Кравцова [8, 9, 10, 11], Т.А. Чальцева [16].

Губернский уровень функционирования финансовых органов (Казенные палаты, акцизные управления, казначейства) на примере Курского региона проанализированы в ряде работ историков. Так, специфика работы Курской казенной палаты рассмотрена в статье Е.С. Кравцовой, которая отмечает, что основными направлениями деятельности Палат были: заведывание счетоводством и отчетностью по приходу и расходу сумм, имеющихся в подведомственных палатам кассах; производство торгов и подрядов и др., при этом сами палаты не собирали никаких налогов [14, с. 151]. Автор подчеркивает, что Казенные палаты занимались ни фискальным, а именно наблюдательным или даже посредническим делом в налогообложении. История существования данного фискального органа закончилась после прихода к власти большевиков.

Интерес вызывает коллективная статья Н.Д. Борщик, Е.Ю. Подосиникова, Е.Н. Пясецкой о функционировании казначейств на территории Курской области, поскольку казначейство важным финансовым территориальным органом и выполняло важную роль в финансово-налоговой системе государства и остается таким до  настоящего времени [1, с. 57].

Серия работ Е.С. Кравцовой посвящена деятельности низовых фискальных сдужащих – податным инспекторам и органу, координирующему их деятельность - податная инспекция. [13, с. 66]. Как отмечает автор, податные инспектора должны были постоянно наблюдать за правилами торговли, участвовать в качестве чиновников казенных палат во всех генеральных поверках торговых предприятий всех рангов и председательствовать в уездном податном присутствии. Вместе с тем их деятельность напрямую была связана с казенной палатой. Каждый работник налоговой службы обязан был содействовать ей в разных делах, исходящих от вышестоящих организаций, в том числе по приведению в известность ценности недвижимого имущества.

Не менее важной является информация о положении податной инспекции в России с 1914 по 1918 год [7].  В этот период времени Россия находилась в состоянии Первой мировой войны, а податная инспекция испытывала трудности. Необходимо было менять её устройство. Поэтому в 1914 году в нашей стране появляется должность делопроизводителя канцелярии Податного инспектора [7, с. 174]. Министерство финансов получило кредит на улучшение жизни служащих податной инспекции и их семей. Но это никак не отразилось на их жизни, а даже ухудшилось. После Февральской революции фискальные агенты заняли гражданскую активную позицию и вынуждены были приспосабливаться к новым условиям.

Функционированию Департаменте неокладных сборов Министерства Финансов Российской империи посвящена статья Н.Е. Горюшкиной, в которой с его структурой и направления работы [2].

Однако помимо центральных и уездных подразделений существовали местные органы самоуправления, наделенные финансовыми функциями. Одним из таких органов была Городская дума, которая вела свою историю с конца XVII века, претерпев при этом значительные изменения в структуре [6]. По закону от 11 июня 1892 года Городская дума могла: определять размеры местных сборов, вводить в пользу городов установленные законом сборы, назначать выборных должностных лиц [6, с. 14]. Между тем городская дума постоянно конфликтовала с земской. Это происходило и из-за того, что их функции пересекались, и из-за того, что, по мнению городского самоуправления, земства не терпело больших расходов и не выполняло свои обязанности в должной мере.  Однако, как видно из статьи, земские органы самоуправления  порой шли на встречу городскому, беря часть расходов на себя. Другие спорные экономические вопросы (распределение налогов, недоимки по сборам и др.) также решались Курской Городской думой [15].

Не менее важным органом финансовой власти являлось крестьянское самоуправление, ведь именно крестьяне составляли почти большую часть населения [12]. Основными функциями сельского схода были и назначение сборов, и раскладка всех окладных и мирских денежных налогов, и порядок ведения счетов, а также совещания о нуждах и благоустройстве. На сельском сходе крестьяне могли ходатайствовать в Акцизное управление о закрытии питейных заведений. Это могло происходить по причине того, что такие заведения мешали интересам общества, нарушая порядок крестьянской жизни. Сельские должностные лица находились в очень невыгодном положении, вызванном двойственностью их политики: члены сельского общества, являющиеся же выходцами из него, должны были выполнять не совсем приятные функции по взиманию недоборов [12, c. 67].Поэтому одной из обязанностей и старосты, и сборщиков было просвещение крестьянского населения. На фоне этой политики сложилась довольно сложная обстановка: одни не хотели занимать должность, а другие делали всё (такими незаконными мерами была подпойка населения), чтобы занимать её как можно дольше. При этом кроме мер, которые предпринимали власти против населения, наказания несли и сельские должностные лица, не добившиеся исправного пополнения бюджета губернии.

Социально-экономическое положение Курской губернии накануне Первой мировой войны показано в статье исследователей В.В. Коровина и А.В. Романова. В ней отмечается, что в первые недели войны были проведены мобилизационные мероприятия на всей территории губернии, рассматривается социально-экономическое положение населения, состояние транспорта и промышленности и многие другие вопросы [5, c. 72].

В целом, в последнее десятилетние активизировалось изучение деятельности финансовых органов, что является общероссийской тенденцией роста интереса к экономической тематике в истории Российского государства.  

 

Список литературы

1. Борщик Н.Д., Подосиников Е.Ю., Пясецкая Е.Н. История становления и развития казначейской системы на территории Курской области // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. №4 (36), 2015, с. 57 - 65.

2. Горюшкина Н.Е. Департамент неокладных сборов Министерства финансов России (1863-1896 гг.): организационно-структурный аспект // Известия Юго-Западного государственного университета. №2 (41), 2012, с. 224а - 228.

3. Вородюхин С.Е. Анализ поступления доходов от гербовых сборов в казну Российской империи в период 1908-1910 гг. (на примере Курской губернии) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. №1 (14), 2015, с. 112 - 116.

4. Вородюхин С.Е. Высшие государственные органы в системе взимания гербового сбора в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. №2 (142), 2015, с. 138 - 142.

5. Коровин В.В., Романов А.В. Архивные документы о социальной ситуации и экономическом развитии Курской губернии в период Первой мировой войны // Вестник архивиста. №1, 2014, с. 67 - 80.

6. Кравцова Е.С. Городская дума дореволюционной России и её фискальные функции // Муниципальная служба: Правовые вопросы. №2, 2014, с. 12 - 15.

7. Кравцова Е.С. Изменение положения служащих податной инспекции (1914 - 1918 гг.) // Studia internationalia: матер. V междун. науч. конф. «Западный регион России в международных отношениях X-XX вв.». Брянск: БГУ, 2016. - С. 172-175.

8. Кравцова Е.С. История сбора налогов в российской провинции на рубеже XIX-XX столетий. - Курск: КГМУ. 2007. - 164 с.

9. Кравцова Е.С. Модернизация налоговой системы России: 1885-1917 гг.: дис. д-ра ист. наук. - Курск, 2011. - 602 с.

10. Кравцова Е. С. Опыт организации налогового дела в России в конце XIX -начале XX столетия. - Курск: КГМУ, 2010. - 300 с.

11. Кравцова Е.С. Проблема реформирования налоговой системы Российской империи в годы Первой мировой войны (по воспоминаниям П.Л. Барка) // Экономическая история. № 4, 2017, с. 38 - 47.

12. Кравцова Е.С. Роль сельского самоуправления в фискальной сфере в России на рубеже XIX-ХХ столетий // Экономическая история. №1, 2012, с. 64 - 70.

13. Кравцова Е.С. Функционирование налоговых органов в дореволюционной России // Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность: матер. междунар. науч. конф. - СПб.: ЛГУ, 2016.- С. 65 - 69.

14. Кравцова Е.С. Проблема функционирования местных финансовых органов - казенных палат (конец XIX века - 1918 г.) // Вестник Самарского государственного экономического университета. №6(116), 2014, с. 150 - 154.

15. Сахневич И.В. Участие органов городского самоуправления в разработке норм, регулирующих режим рабочего времени и времени отдыха торговых служащих // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. №17, 2016, с. 153 - 164.

16. Чальцева Т.А. Деятельность министра финансов России Е.Ф. Канкрина как создателя акцизной системы в оценках современников // Известия Юго-Западного государственного университета. № 4, 2014, с. 179 - 183.

17. Чальцева Т.А. Эволюция центральных органов взимания косвенных налогов в России в середине - конце XIX века (на примере сахарного акциза) // Власть и общество: практики взаимодействия и конфликты: матер. девятой регион. науч. конф. - Воронеж: ВГУ, 2015. С. 61 - 64.

Войти или Создать
* Забыли пароль?