STUDY OF THE SYSTEM OF FINANCIAL INSTITUTIONS PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA IN MODERN HISTORIOGRAPHY (ON THE EXAMPLE OF THE WORKS OF KURSK RESEARCHERS)
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article, on the basis of modern historical research, the financial authorities of pre-revolutionary Russia, which represented a coherent vertical system, are studied. Research is carried out for almost a century of existence of the pre-revolutionary Kursk province using archival documents of the province itself and articles by young scientists and historians. The article considers the unified Central financial authority for managing indirect taxes, which was based on excise taxes, as well as the Treasury chamber, tax inspection and other financial authorities. The article is based on primary sources, as well as publications and articles of Kursk researchers: Kravtsova, Vorodyukhin, Chaltseva, etc.

Keywords:
Ministry of Finance, Treasury, tax inspection, city Duma, stamp duty, sugar excise, rural self-government, city self-government, taxation
Text
Publication text (PDF): Read Download

   Экономическая система Российской империи была довольно сложной и отражала характерные черты политического и социально-экономического уклада государства. Одним из важных принципов, которого придерживалось экономическое ведомство, являлось стремление к бюджетному балансу. Затраты не должны были быть выше прибыли государства. Финансовые органы дореволюционной империи представляли собой стройную вертикальную систему: от центрального учреждения – Министерства финансов до низовых уездных подразделений – податных инспекторов, акцизных чиновников и др.

Министерство финансов должно было обеспечивать бюджет постоянными источниками государственного дохода и следить за исполнением законов финансового направления. Некоторые аспекты деятельности Минфина (на примере взимания гербового сбора)  рассмотрены в статьях С.Е. Вородюхина [3, 4],  в которой указывается, что  Министерство было создано в 1802 году, когда Александром I был подписан Манифест об учреждении министерств.

С.Е. Вородюхин обращает особое внимание на одну из задач Министерства: успешное поступление гербового сбора, который в налоговой системе Российской империи занимал отдельное место, т.к. касался всех сфер гражданской жизни, требующих письменного акта. Взыскание гербового сбора происходило совершенно легко и обходилось довольно дешево, при этом организация сбора не требовала больших затрат [3, с. 112].  В статье указывается, что в 1896 г. при Министерстве финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей, одной из функций которого была организация взимания гербового сбора.

Функционирование центральных органов финансов, но с актуализацией на их влияние на формирование акцизной системы, являющейся основным источником дохода в государственном бюджете Российской империи, подняты в работе Т.А. Чальцевой [17]. Автор отмечает, что в XIX веке возникла острая необходимость создания единого центрального финансового органа управления косвенными налогами, основой которого являлись бы акцизы [17, с. 61]. Привлекательность акцизов для государственной власти Российской Империи состояла в отсутствии необходимости создавать большой аппарат взимания, так как акциз уплачивается непосредственно при покупке облагаемых товаров. Существовавшая до 1860-х годов система управления налогообложением, потеряла свою эффективность, отличалась несовершенством и несогласованностью, и с 1863 года в изучаемой сфере были начаты серьезные преобразования. Департамент разных податей и сборов был разделен на два самостоятельных финансовых органа: Департамент окладных сборов по заведованию прямыми налогами и Департамент неокладных сборов по заведованию косвенными налогами, которому подчинялись губернские и окружные акцизные управления.

Акцизные управления занимались организацией сбора акцизов с питей, изделий из вина и спирта, дрожжей, табака, сахара, осветительных нефтяных масел и зажигательных спичек. В местностях, где действовала казенная винная монополия, акцизные управления заведовали всей её деятельностью (производством, закупкой у сторонних производителей, транспортировкой, хранением и продажей водки). Управления, не зависели от губернаторов, которые сохраняли только право их ревизии и могли запрашивать от управлений необходимые данные. Стоит отметить, что созданная четкая вертикальная организация обложения и взимания акцизов возникла значительно раньше, чем в прямом налогообложении.

Деятельность Министерства финансов и его министров изучали и другие курские исследователи: Е.С. Кравцова [8, 9, 10, 11], Т.А. Чальцева [16].

Губернский уровень функционирования финансовых органов (Казенные палаты, акцизные управления, казначейства) на примере Курского региона проанализированы в ряде работ историков. Так, специфика работы Курской казенной палаты рассмотрена в статье Е.С. Кравцовой, которая отмечает, что основными направлениями деятельности Палат были: заведывание счетоводством и отчетностью по приходу и расходу сумм, имеющихся в подведомственных палатам кассах; производство торгов и подрядов и др., при этом сами палаты не собирали никаких налогов [14, с. 151]. Автор подчеркивает, что Казенные палаты занимались ни фискальным, а именно наблюдательным или даже посредническим делом в налогообложении. История существования данного фискального органа закончилась после прихода к власти большевиков.

Интерес вызывает коллективная статья Н.Д. Борщик, Е.Ю. Подосиникова, Е.Н. Пясецкой о функционировании казначейств на территории Курской области, поскольку казначейство важным финансовым территориальным органом и выполняло важную роль в финансово-налоговой системе государства и остается таким до  настоящего времени [1, с. 57].

Серия работ Е.С. Кравцовой посвящена деятельности низовых фискальных сдужащих – податным инспекторам и органу, координирующему их деятельность - податная инспекция. [13, с. 66]. Как отмечает автор, податные инспектора должны были постоянно наблюдать за правилами торговли, участвовать в качестве чиновников казенных палат во всех генеральных поверках торговых предприятий всех рангов и председательствовать в уездном податном присутствии. Вместе с тем их деятельность напрямую была связана с казенной палатой. Каждый работник налоговой службы обязан был содействовать ей в разных делах, исходящих от вышестоящих организаций, в том числе по приведению в известность ценности недвижимого имущества.

Не менее важной является информация о положении податной инспекции в России с 1914 по 1918 год [7].  В этот период времени Россия находилась в состоянии Первой мировой войны, а податная инспекция испытывала трудности. Необходимо было менять её устройство. Поэтому в 1914 году в нашей стране появляется должность делопроизводителя канцелярии Податного инспектора [7, с. 174]. Министерство финансов получило кредит на улучшение жизни служащих податной инспекции и их семей. Но это никак не отразилось на их жизни, а даже ухудшилось. После Февральской революции фискальные агенты заняли гражданскую активную позицию и вынуждены были приспосабливаться к новым условиям.

Функционированию Департаменте неокладных сборов Министерства Финансов Российской империи посвящена статья Н.Е. Горюшкиной, в которой с его структурой и направления работы [2].

Однако помимо центральных и уездных подразделений существовали местные органы самоуправления, наделенные финансовыми функциями. Одним из таких органов была Городская дума, которая вела свою историю с конца XVII века, претерпев при этом значительные изменения в структуре [6]. По закону от 11 июня 1892 года Городская дума могла: определять размеры местных сборов, вводить в пользу городов установленные законом сборы, назначать выборных должностных лиц [6, с. 14]. Между тем городская дума постоянно конфликтовала с земской. Это происходило и из-за того, что их функции пересекались, и из-за того, что, по мнению городского самоуправления, земства не терпело больших расходов и не выполняло свои обязанности в должной мере.  Однако, как видно из статьи, земские органы самоуправления  порой шли на встречу городскому, беря часть расходов на себя. Другие спорные экономические вопросы (распределение налогов, недоимки по сборам и др.) также решались Курской Городской думой [15].

Не менее важным органом финансовой власти являлось крестьянское самоуправление, ведь именно крестьяне составляли почти большую часть населения [12]. Основными функциями сельского схода были и назначение сборов, и раскладка всех окладных и мирских денежных налогов, и порядок ведения счетов, а также совещания о нуждах и благоустройстве. На сельском сходе крестьяне могли ходатайствовать в Акцизное управление о закрытии питейных заведений. Это могло происходить по причине того, что такие заведения мешали интересам общества, нарушая порядок крестьянской жизни. Сельские должностные лица находились в очень невыгодном положении, вызванном двойственностью их политики: члены сельского общества, являющиеся же выходцами из него, должны были выполнять не совсем приятные функции по взиманию недоборов [12, c. 67].Поэтому одной из обязанностей и старосты, и сборщиков было просвещение крестьянского населения. На фоне этой политики сложилась довольно сложная обстановка: одни не хотели занимать должность, а другие делали всё (такими незаконными мерами была подпойка населения), чтобы занимать её как можно дольше. При этом кроме мер, которые предпринимали власти против населения, наказания несли и сельские должностные лица, не добившиеся исправного пополнения бюджета губернии.

Социально-экономическое положение Курской губернии накануне Первой мировой войны показано в статье исследователей В.В. Коровина и А.В. Романова. В ней отмечается, что в первые недели войны были проведены мобилизационные мероприятия на всей территории губернии, рассматривается социально-экономическое положение населения, состояние транспорта и промышленности и многие другие вопросы [5, c. 72].

В целом, в последнее десятилетние активизировалось изучение деятельности финансовых органов, что является общероссийской тенденцией роста интереса к экономической тематике в истории Российского государства.  

 

References

1. Borschik N.D., Podosinikov E.Yu., Pyaseckaya E.N. Istoriya stanovleniya i razvitiya kaznacheyskoy sistemy na territorii Kurskoy oblasti // Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. №4 (36), 2015, s. 57 - 65.

2. Goryushkina N.E. Departament neokladnyh sborov Ministerstva finansov Rossii (1863-1896 gg.): organizacionno-strukturnyy aspekt // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. №2 (41), 2012, s. 224a - 228.

3. Vorodyuhin S.E. Analiz postupleniya dohodov ot gerbovyh sborov v kaznu Rossiyskoy imperii v period 1908-1910 gg. (na primere Kurskoy gubernii) // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo. №1 (14), 2015, s. 112 - 116.

4. Vorodyuhin S.E. Vysshie gosudarstvennye organy v sisteme vzimaniya gerbovogo sbora v Rossiyskoy imperii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. №2 (142), 2015, s. 138 - 142.

5. Korovin V.V., Romanov A.V. Arhivnye dokumenty o social'noy situacii i ekonomicheskom razvitii Kurskoy gubernii v period Pervoy mirovoy voyny // Vestnik arhivista. №1, 2014, s. 67 - 80.

6. Kravcova E.S. Gorodskaya duma dorevolyucionnoy Rossii i ee fiskal'nye funkcii // Municipal'naya sluzhba: Pravovye voprosy. №2, 2014, s. 12 - 15.

7. Kravcova E.S. Izmenenie polozheniya sluzhaschih podatnoy inspekcii (1914 - 1918 gg.) // Studia internationalia: mater. V mezhdun. nauch. konf. «Zapadnyy region Rossii v mezhdunarodnyh otnosheniyah X-XX vv.». Bryansk: BGU, 2016. - S. 172-175.

8. Kravcova E.S. Istoriya sbora nalogov v rossiyskoy provincii na rubezhe XIX-XX stoletiy. - Kursk: KGMU. 2007. - 164 s.

9. Kravcova E.S. Modernizaciya nalogovoy sistemy Rossii: 1885-1917 gg.: dis. d-ra ist. nauk. - Kursk, 2011. - 602 s.

10. Kravcova E. S. Opyt organizacii nalogovogo dela v Rossii v konce XIX -nachale XX stoletiya. - Kursk: KGMU, 2010. - 300 s.

11. Kravcova E.S. Problema reformirovaniya nalogovoy sistemy Rossiyskoy imperii v gody Pervoy mirovoy voyny (po vospominaniyam P.L. Barka) // Ekonomicheskaya istoriya. № 4, 2017, s. 38 - 47.

12. Kravcova E.S. Rol' sel'skogo samoupravleniya v fiskal'noy sfere v Rossii na rubezhe XIX-HH stoletiy // Ekonomicheskaya istoriya. №1, 2012, s. 64 - 70.

13. Kravcova E.S. Funkcionirovanie nalogovyh organov v dorevolyucionnoy Rossii // Material'nyy faktor i predprinimatel'stvo v povsednevnoy zhizni naseleniya Rossii: istoriya i sovremennost': mater. mezhdunar. nauch. konf. - SPb.: LGU, 2016.- S. 65 - 69.

14. Kravcova E.S. Problema funkcionirovaniya mestnyh finansovyh organov - kazennyh palat (konec XIX veka - 1918 g.) // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. №6(116), 2014, s. 150 - 154.

15. Sahnevich I.V. Uchastie organov gorodskogo samoupravleniya v razrabotke norm, reguliruyuschih rezhim rabochego vremeni i vremeni otdyha torgovyh sluzhaschih // Istoriko-pravovye problemy: Novyy rakurs. №17, 2016, s. 153 - 164.

16. Chal'ceva T.A. Deyatel'nost' ministra finansov Rossii E.F. Kankrina kak sozdatelya akciznoy sistemy v ocenkah sovremennikov // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. № 4, 2014, s. 179 - 183.

17. Chal'ceva T.A. Evolyuciya central'nyh organov vzimaniya kosvennyh nalogov v Rossii v seredine - konce XIX veka (na primere saharnogo akciza) // Vlast' i obschestvo: praktiki vzaimodeystviya i konflikty: mater. devyatoy region. nauch. konf. - Voronezh: VGU, 2015. S. 61 - 64.

Login or Create
* Forgot password?