СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цифровая революция привела к коренным изменениям в обществе, в том числе, к трансформации социальной структуры, в первую очередь, вследствие возникновения виртуального пространства, существующего параллельно с реальным. Помимо этого, одной из причин этой трансформации является расцвет постмодернизма, отличительной чертой которого является плюрализм. Как следствие, возникает индивидуализация сознания и формирование все более гетерогенного общества, «общества меньшинств». На основе этих групп меньшинств могут создаваться относительно замкнутые и относительно самодостаточные сообщества, т.е. неотрайбализм (neotribalism) (по Л. Ионину). Изменчивость социальной среды формирует новый характер социального неравенства, которое становится “текучим”, неопределенным, сложно идентифицируемым. В статье рассмотрены новые направления изучения социальной стратификации, социального неравенства и социальной мобильности, а также вопросы трансформации идентичности в меняющемся обществе: цифровизация делает социальную структуру динамичной, границы идентичности становятся непрочными и неустойчивыми. Описываются результаты социологического исследования социальной активности молодежи в сети Интернет, акцентируется внимание на результатах, доказывающих рациональный подход респондентов при выборе интернет-источников, наличие аргументации, обосновывающей этот выбор. Интересно отметить, что значимая часть респондентов допускает возможность искажения информации в социальных сетях, но при этом остается их постоянными участниками. Таким образом, существует необходимость осуществления более серьезной социальной диагностики проблем современного цифрового (сетевого) общества.

Ключевые слова:
социальная структура, социальная стратификация, информационное общество, цифровизация, интеллектуальная стратификация
Список литературы

1. Ионин Л.Г. Восстание меньшинств. - М.; СПб.: Университетская книга, 2013. - 237 с.

2. Полякова Н.Л. Оформление социального неравенства в практиках повседневности: историческая перспекива // Вестник Московского Университета. - 2018. - Т. 24. - № 4. - С. 7-25.

3. Левин П. Интернет и гражданское общество // Интернет в общественной жизни. - М.: Идея-Пресс, 2006. - 160 с.

4. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996. - 360 с.

5. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. - 237 с.

6. Теоретическая социология. Антология. Ч. 1 / Под ред. С.П. Баньковской. - М.: Институт социологии РАН, 2002. - 424 с.

7. Ваврош П., Валенчик Р., Рубаль О., Сазанова С.Л. Экономические парадигмы и экономические коммуникации // Управление. - 2019. - № 7 (1). - С. 60-65.

8. Интернет в общественной жизни. - М.: Идея-Пресс, 2006. - 160 с.

9. Emerson, R.M. Social Exchange Theory // Social Psychology: Social Perspectives. N.Y., 1981.

10. Галстон У.А. Влияние Интернета на гражданскую жизнь: первая оценка // Интернет в общественной жизни. - М.: Идея-Пресс, 2006. - 160 с. - С. 72-96.

11. Уочбрайт Р. Надежность и достоверность: проблема информации в Интернете // Интернет в общественной жизни. - М.: Идея-Пресс, 2006. - 160 с. - С. 39-54.

12. Нюссбаум Х., Интрона Л.Д. Формирование сети: почему важна политика поисковых машин // Интернет в общественной жизни. - М.: Идея-Пресс, 2006. - 160 с. - С. 12-38.

13. Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал. - М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. - 208 с.

14. Полякова Н.Л. Новые горизонты теории общества начала XXI в.: от постиндустриализма к неокапитализму // Вестник Московского университета. - 2016. - № 2. - С. 83-115.

Войти или Создать
* Забыли пароль?