В статье рассмотрен комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию детей и подростков, в процессе которого они усваивают и принимают национальные ценности. Раскрываются пути решения этой задачи: приобщение обучающихся к разным видам искусства, развитие у них коммуникативных навыков, стремления к самореализации, формирование социально-значимых качеств личности, представления о семейных ценностях, традициях и др. Особое внимание уделено роли учреждения дополнительного образования в условиях небольшого российского города.
национальные ценности, традиции, православное воспитание, учреждение дополнительного образования детей, социально-значимые качества личности, патриотическое воспитание, экологическое воспитание.
Никто не ставит под сомнение значимость хорошего образования. Однако хорошее образование должно обеспечивать не только интеллектуальное развитие, но и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, бережно относящегося к общенациональным ценностям. Особую остроту это приобретает в малых городах России, где не так много учреждений культуры, отсутствуют возможности для проведения масштабных мероприятий, не хватает финансовых ресурсов и пр.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДВОРЦА ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ «ИСТОКИ»
Мы предлагаем познакомиться с опытом работы Дворца творчества детей и молодежи (ДТДМ) «Истоки» г. Сергиев Посад Московской области, который, на наш взгляд, весьма интересен и показателен.
Коллектив ДТДМ «Истоки» использует в своей деятельности комплексный подход. Это предполагает учет местных условий, сотрудничество с Русской Православной Церковью, в частности с Троице-Сергиевой лаврой. Множество мероприятий, посвященных историческим событиям общенационального масштаба, имеющим особую значимость для Радонежской земли, а также планомерная работа каждого руководителя в объединениях позволяют учащимся лучше узнать и изучить национальную культуру России, воспитать в них честность и милосердие, стойкость и веру. Используемые в Доме творчества программы: «Взгляд», «Кинопараллель», «Цветокуб», «Память поколений», «Лестница» и др. — позволяют формировать у детей и подростков гуманистические идеалы и нравственные принципы, пропагандировать общечеловеческие ценности.
1. Горский В.А. Живое образование. - М.: Просвещение, 2011.
2. Кабкова Е.П. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: методика. - М.: Просвещение, 2011.
3. Каргина З.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей // Внешкольник. 2006. № 5.
4. Косарева Е.П., Чернышёва М.П. Параметры и критерии оценки дополнительных образовательных программ в УДОД: рекомендации в помощь методистам и руководителям ОУ // Дополнительное образование и воспитание. 2007. № 7.
5. Леоненко Н.А., Завьялова Т.В., Кузнецов А.В. Программа дополнительного образования детей - основной документ педагога // Информационно-методический сборник. - СПб.: Отдел образования администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, 2010. № 5.
6. Моргун Д.В., Орлова Л.М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. - М.: Экопресс, 2012.