В статье предпринята попытка определить миссию выстраиваемой Новой школы, обозначен магистральный путь к ее достижению, раскрыты основные направления гуманизации образования, комплексная реализация которых, как полагает автор, будет способствовать изменению личностной сущности человека.
миссия Новой школы, личностная сущность человека, гуманизация образования, человек — наивысшая ценность, регентальная функция воспитания, духовно-нравственная компонента, вочеловечивание знаний.
Предыдущий ХХ век обнажил несовершенство мира, который был построен. Человечество столкнулось с проблемой: продолжать следовать по избранному пути или попытаться найти другой. Справедливости ради надо признать, что именно Человек XX столетия во всей широте представил идеи великих мыслителей о путях сохранения земной цивилизации. Главная из этих идей — сохранение земной цивилизации возможно при изменении личностной сущности самого Человека и его отношений с Миром.
Человечество уже не одну сотню лет стремится к техническому совершенству, все основательнее покоряет окружающий Мир и все увереннее приближается к разгадке тайн других планет. Но оно не может предложить радикальные меры, которые помогут уберечь цивилизацию на планете Земля от сползания к пропасти. Хотя здесь нужна оговорка. Путь, как таковой, предложен еще древними греками. И путь этот — гуманизация всех сфер жизнедеятельности землян, и в первую очередь ее первоосновы — образования. Но эффективные механизмы (направления, организация, принципы, формы, содержание, методика, технологии) реализации этого пути недостаточно четко прописаны. Могут возразить, мол, это не совсем так. Да, отдельным компонентам посвящены горы литературы. Но мы знаем, что реализация какого-либо компонента, каким бы хорошим он не был, не даст желаемых результатов. Нужен комплексный подход.
Несмотря на достаточный разворот к проблеме гуманизации, многие, говоря о гуманизме, речь ведут лишь о гуманности. А между тем, как правильно заметила Н.Е. Щуркова, «гуманность — это только характеристика поступка… Реальное же воплощение гуманизма недостижимо на уровне поведенческих норм и социальных правил. Здесь необходимо философское восхождение от конкретности предметного мира к абстракциям, ибо обнаружить человека за вещами, действиями, словами, ситуациями, событиями нелегко, для этого надо «вочеловечивать» предметность, взглянув на нее с позиций ценности человеческой жизни и собственной жизни вообще» [8, с. 27].
Анализ подходов, которые в большей или меньшей степени нашли отражение в теории педагогики и востребованы практикой, помог вычленить и сформулировать основные направления гуманизации образования. Их комплексная реализация поможет приблизиться к желаемой цели — изменение личностной сущности Человека.
1. Гете И.В. Максимы и размышления. Избр. философские произведения. - М., 1964.
2. Ильин И. А. О грядущей России. - Казань, 1993.
3. Аннан К.А. Общая судьба - новая решимость / Годовой доклад о работе Организации за 2000 год. - Нью-Йорк, 2000.
4. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1980.
5. Субетто А.И. Императив гуманизации общества и образования: к неоклассическому образованию // Гуманизация образования - императив ХХI века. - Вып.1. - Набережные Челны, 1996.
6. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. - Киев, 1979-1980.
7. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 70. - М., 1954.
8. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - М., 2005.