In this paper the attempt to define the mission of built New school has been made, the main line to its achievement has been designated, the principal directions of education humanization have been revealed, which complex realization as the author believes will promote the individual’s personal essence change.
New school mission, individual’s personal essence, education humanization, individual as the highest value, education’s regent function, spiritual and moral component, knowledge humanization.
Предыдущий ХХ век обнажил несовершенство мира, который был построен. Человечество столкнулось с проблемой: продолжать следовать по избранному пути или попытаться найти другой. Справедливости ради надо признать, что именно Человек XX столетия во всей широте представил идеи великих мыслителей о путях сохранения земной цивилизации. Главная из этих идей — сохранение земной цивилизации возможно при изменении личностной сущности самого Человека и его отношений с Миром.
Человечество уже не одну сотню лет стремится к техническому совершенству, все основательнее покоряет окружающий Мир и все увереннее приближается к разгадке тайн других планет. Но оно не может предложить радикальные меры, которые помогут уберечь цивилизацию на планете Земля от сползания к пропасти. Хотя здесь нужна оговорка. Путь, как таковой, предложен еще древними греками. И путь этот — гуманизация всех сфер жизнедеятельности землян, и в первую очередь ее первоосновы — образования. Но эффективные механизмы (направления, организация, принципы, формы, содержание, методика, технологии) реализации этого пути недостаточно четко прописаны. Могут возразить, мол, это не совсем так. Да, отдельным компонентам посвящены горы литературы. Но мы знаем, что реализация какого-либо компонента, каким бы хорошим он не был, не даст желаемых результатов. Нужен комплексный подход.
Несмотря на достаточный разворот к проблеме гуманизации, многие, говоря о гуманизме, речь ведут лишь о гуманности. А между тем, как правильно заметила Н.Е. Щуркова, «гуманность — это только характеристика поступка… Реальное же воплощение гуманизма недостижимо на уровне поведенческих норм и социальных правил. Здесь необходимо философское восхождение от конкретности предметного мира к абстракциям, ибо обнаружить человека за вещами, действиями, словами, ситуациями, событиями нелегко, для этого надо «вочеловечивать» предметность, взглянув на нее с позиций ценности человеческой жизни и собственной жизни вообще» [8, с. 27].
Анализ подходов, которые в большей или меньшей степени нашли отражение в теории педагогики и востребованы практикой, помог вычленить и сформулировать основные направления гуманизации образования. Их комплексная реализация поможет приблизиться к желаемой цели — изменение личностной сущности Человека.
1. Gete I.V. Maksimy i razmyshleniya. Izbr. filosofskie proizvedeniya. - M., 1964.
2. Il'in I. A. O gryadushchey Rossii. - Kazan', 1993.
3. Annan K.A. Obshchaya sud'ba - novaya reshimost' / Godovoy doklad o rabote Organizatsii za 2000 god. - N'yu-York, 2000.
4. Pechchei A. Chelovecheskie kachestva. - M., 1980.
5. Subetto A.I. Imperativ gumanizatsii obshchestva i obrazovaniya: k neoklassicheskomu obrazovaniyu. Gumanizatsiya obrazovaniya - imperativ KhKhI veka. - Vyp.1. - Naberezhnye Chelny, 1996.
6. Sukhomlinskiy V.A. Izbrannye proizvedeniya: V 5 t. - Kiev, 1979-1980.
7. Tolstoy L.N. Poln. sobr. soch.: V 90 t. T. 70. - M., 1954.
8. Shchurkova N.E. Prikladnaya pedagogika vospitaniya. - M., 2005.