ЛОЯЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЛА И СПОСОБЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается актуальность формирования в современных условиях лояльности персонала, обосновывается феномен лояльности персонала. Рассматривается также трехкомпонентная модель лояльности, включающая аффективную лояльность; лояльность, обусловленную стажем работы, нормативную лояльность. В статье определены качества лояльного сотрудника, обеспечивающие эффективное функционирование системы управления персоналом. Обоснованы факторы, обусловливающие лояльность персонала к организации: социальная защищенность работников, прозрачность системы управления, человечность (отсутствие необоснованной жесткости к работникам со стороны менеджмента) и корпоративная культура компании. Особое внимание уделяется раскрытию уровней лояльности: лояльность на уровне внешних атрибутов, лояльность на уровне поступков и поведения, лояльность на уровне способностей, лояльность на уровне убеждений, лояльность на уровне идентичности. Рассматриваются способы развития лояльности (диагностика уровня лояльности персонала, групповые дискуссии, ролевые игры) и влияние лояльности на производительность труда, уровень конфликтов в организации, коммуникации и организацию в целом.

Ключевые слова:
лояльность персонала, уровни лояльности, качества личности лояльного сотрудника, факторы развития лояльности, трехкомпонентная модель лояльности, способы развития лояльности, диагностика лояльности.
Текст

АКТУАЛЬНОСТЬ

В последние годы со стороны работодателей существенно возрос интерес к формированию у сотрудников лояльности, которая в условиях жесткой конкуренции рассматривается как способ повышения эффективности системы управления персоналом. Однако феномен лояльности недостаточно изучен, что затрудняет процесс его формирования и развития у персонала.

Лояльность означает «преданность, верность». Это эмоционально окрашенное отношение к чему-либо или комулибо, желание быть полезным, нужным, делать в организации как можно больше хорошего. Лояльность персонала проявляется в доброжелательном, корректном, искреннем отношении к руководству, коллегам и к компании в целом; в осознанном выполнении сотрудниками своей работы в соответствии с целями компании. Лояльность также предполагает обязательное соблюдение норм, правил и обязанностей, приверженность организационной культуре. При этом надо иметь в виду, что лояльность персонала к своей организации является психологическим состоянием, которое определяет ожидания, установки работников, особенности их рабочего поведения и то, как они воспринимают организацию [4].

Лояльный сотрудник всегда стремится быть преданным организации, он мотивирован на работу в пользу организации, что в условиях социально-экономического кризиса обеспечивает профессиональную активность сотрудников.

МОДЕЛЬ ЛОЯЛЬНОСТИ

Трехкомпонентную модель лояльности к организации предложили А. Майор и Н. Аллен:

  1. Аффективная лояльность включает эмоциональную привязанность к организации, самоидентификацию с организацией и вовлеченность в ее дела и проблемы.
  2. Лояльность, обусловленная стажем, связана с пониманием тех потерь, которые вызовет уход из организации.
  3. Нормативная лояльность связана с обязательством работника оставаться в данной организации [1].
Список литературы

1. Allen N.J., Meyer J.P. Construct Validation in Organizational Behavior Research: The Case of Organizational Commitment // Problems and Solutions in human assessment. Norwell, MA: Kluwer Academic Publishers, 2000.

2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. М., СПб.: Питер, 2005.

3. Ковров А. Лояльность персонала: что и как изучается в организации // Мир и безопасность. 1998. № 2.

4. Магура М.И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации - решающее конкурентное преимущество // Управление персоналом. 1998. № 11.

5. Мазур И.И. Корпоративный менеджмент / И.И. Мазур, Н.Г. Ольдерогге, В.Д. Шапиро. М.: Омега-Л, 2009.

6. Ставропольцева Е.А. Формирование организационной лояльности у студентов вуза: Автореф. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2013. 24 с.

7. Тарасова Н.А., Лоншакова Н.Е. Удовлетворенность персонала трудом: понятие и оценка // Режим доступа: http://www.inesp.ru/publications/

8. Чумарин И.Г. Люди и организации: деструктивное противодействие // Люди и организации. Сборник тезисов III Всероссийской конференции. СПб.: ЗАО «ИМАТОНМ», 2000.

9. Шипилова О. Лояльность персонала - необходимое условие успешности компании // Кадры предприятия. 2004. № 4.

10. Архипова Н.И. Лояльность персонала как фактор эффективной деятельности организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2012. № 2.

Войти или Создать
* Забыли пароль?