В данной статье рассмотрены особенности развития, проблемы и общие недостатки российской системы дополнительного профессионального образования (ДПО) государственных гражданских служащих, роль института государственной службы в жизни общества, статистика по организации системы ДПО среди государственных гражданских служащих, проанализированы критерии и единый подход к оценке качества и результатов обучения. Обоснованы основные направления в развитии и обновлении системы ДПО в России. Рассмотрено становление, укрепление и дальнейшее развитие государственной службы в Российской Федерации с учетом применения системы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка). Отмечена мобильность системы ДПО, способность за короткое время снизить напряженность потребностей государственного аппарата в квалифицированных кадрах. Представлен опыт эффективной системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Аппарата Совета Федерации по приоритетным направлениям ДПО.
государственная гражданская служба, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, переподготовка, стажировка, образовательные технологии, оценка качества обучения, интеллектуальный потенциал, Аппарат Совета Федерации.
Институт государственной службы играет огромную роль в жизни общества. От того, насколько организована его работа, зависит эффективность государственного управления. Россия вступила в новую фазу реформирования, когда государственная служба должна ориентироваться на стратегические цели социально-экономического и политического развития страны, формирование правового государства.
Становление, укрепление и дальнейшее развитие государственной службы в Российской Федерации представляется возможным только во взаимосвязи с модернизацией всего государственного аппарата, усилением его интеллектуального потенциала и развития оптимального управленческого уровня. Только высокий профессионализм всех государственных гражданских служащих, в первую очередь высших административных кадров, может обеспечить эффективное осуществление государственной политики в современных условиях, обеспечить выполнение законов, укрепить доверие населения к проводимым социально-экономическим мероприятиям.
Особая роль в решении этой государственной задачи должна принадлежать системе дополнительного профессионального образования страны (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка) как наиболее мобильной, способной за короткое время снизить напряженность потребности общества в квалифицированных кадрах и устранить имеющиеся перекосы в профессиональном кадровом потенциале.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Рассмотрим уровень организации, качество и основные проблемы системы дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) государственных гражданских служащих в современной России.
Российская система ДПО к настоящему времени в основном уже сформировалась. Она является частью общей системы образования и представляет собой совокупность дополнительных образовательных программ, государственных образовательных стандартов, образовательных учреждений и иных организаций, реализующих эти программы.
1. Конькова О.М. К вопросу о подготовке кадров государственных служащих (размышления на актуальную тему) / Государственная служба: организация, кадры, управление. М.: Луч, 2011.
2. Планирование и организация работы по повышению квалификации государственных служащих: Учебно-методическое пособие / под ред. Е.Д. Катульского, Ю.М. Забродина, А.Ф. Зубковой. М.: Институт труда Минтруда России, 2009.
3. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: КДУ, 2007.
4. Кибанов А.Я., Лобачева А.С. Управление карьерой и служебно-профессиональным продвижением государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2014. № 2 (11).
5. Панин И.Н. Развитие дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. № 1 (4).
6. Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России. М.: РАГС, 2007.
7. Обучение государственных служащих: современное состояние и перспективы: Учеб. пособие. М.: Дело, 2002.
8. Состояние и особенности государственной службы Российской Федерации финансово-экономического профиля: Учеб. пособие / под ред. проф. Е.Д. Богатырева. М.: ФА, 2007.
9. Коростылева Н.Н. Включение гендерных образовательных программ в дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих: состояние и проблемы // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. № 2 (5).
10. Кибанов А.Я., Лукьянова Т.В., Каштанова Е.В., Лобачева А.С. Методология карьерного роста госслужащих // Кадровик. 2014. № 3.
11. Лаптев А.П. Подготовка и повышение квалификации государственных служащих // Высшее образование в России. 2006. № 4.
12. Митрофанова Е.А., Свистунов В.М. Организация обучения и дополнительное профессиональное образование персонала. М.: ГУУ, 2012.
13. Литвинцева Е.А. Государственная служба в зарубежных странах. М.: РАГС, 2004.
14. Ulrich O.D. HR from the outside in: the next era of human resources transformation. New York: McGraw-Hill, 2012.
15. Lloyd L. Byars. Human Resource Management, U.S.A. New York, 2004.
16. Thomas F. Gilbert. Human Competence: Engineering Worthy Performance (Essential Knowledge Resource). U.S.A. New York, 2007.