Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
Статья посвящена использованию наглядных дидактических средств в современных условиях начального образования. Охарактеризованы средства наглядности с учетом принципа увеличения степени абстрактности отображения воспринимаемого объекта, предложена классификация моделей. Раскрыта возможность применения полифункциональных моделей для обеспечения модельной наглядности современных средств обучения на основных этапах получения, формирования и закрепления знаний и опыта. Приведены примеры использования в процессе обучения моделей разных классов, сделан вывод о необходимости системного применения средств модельной наглядности в детской учебно-познавательной деятельности.
дидактические средства обучения; модельная наглядность; средства модельной наглядности; дидактический «образ-модель»; полифункциональные модели.
1. Болтянский В.Г. Формула наглядности - изоморфизм плюс простота // Советская педагогика. - 1970. - № 5. - С. 46-60.
2. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды, технологии обучения / Т.С. Назарова, С.А. Волкова, М.Л. Емельянова [и др.]; под ред. Т.С. Назаровой, К.М. Тихомировой, Д.Н. Кожевникова. - М.; СПб.: Нестор - История, 2012. - 436 с.
3. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. - М.: Лотос, 2001. - С. 184.
4. Назарова Т.С. Восхождение к знанию по ступеням наглядности: от идеи наглядности Я.А. Коменского к принципу предметности развивающего обучения // Я.А. Коменский и современность: сб. научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 425-летию со дня рождения великого педагога и 250-летию первого издания его произведений на русском языке (28 ноября 2017 г.); под ред. В.Г. Безрогова, К.Ю. Милованова. - М.: Изд-во Института стратегии развития образования РАО, 2018. - С. 78-88.