СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются теоретические основания проблемы социально-коммуникативного развития детей младшего школьного возраста, формирования у них коммуникативных универсальных учебных действий. Раскрываются педагогические возможности программы социально-коммуникативного развития младших школьников во внеурочной деятельности. Описаны цели, задачи и структура авторской программы «Мы в мире живём», механизмы, формы, методы ее реализации в условиях начального общего образования. Представлены результаты исследования экопсихологических типов взаимодействия младшего школьника в системе «человек – образовательная среда», становления его субъектной позиции в процессе общения со сверстниками.

Ключевые слова:
социально-коммуникативное развитие младших школьников; коммуникативные универсальные учебные действия; начальное образование; субъектность; полисубъектное взаимодействие; со-бытийная общность; экопсихологические типы взаимодействия
Список литературы

1. Антопольская Т.А., Байбакова О.Ю. Особенности социально-коммуникативного развития младших школьников во внеурочной деятельности // Сибирский учитель. - 2017. - № 6 (115). - С. 120-122.

2. Антопольская Т.А. Моделирование социально-коммуникативного развития младших школьников [Электронный ресурс] / Т.А. Антопольская, Е.А. Домырева, О.Ю. Байбакова [и др.] // Ученые записки Курского государственного университета: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2017. - № 3 (43). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.09.2019).

3. Байбакова О.Ю., Журавлёва С.С. Социально-коммуникативное развитие младших школьников: теоретическое и практическое обеспечение: методическое пособие. - Курск: Учитель, 2019. - 126 с.

4. Байбакова О.Ю., Журавлёва С.С. Социально-коммуникативное развитие учащихся - один из факторов повышения качества начального образования // Начальная школа. - 2017. - № 9. - С. 14-17.

5. Белышева А.Н., Глабова Ю.А. Особенности коммуникативных навыков младших школьников // Нижегородский психологический альманах. - 2017. - № 1 (5). - С. 6-11.

6. Вачков И.В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С. 16-29.

7. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века». - М.: Вентана-Граф, 2017. - 64 с.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1999.

9. Журавлёв А.Л. Психология совместной деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 640 с.

10. Журавлёва С.С. Психолого-педагогическое обеспечение социально-коммуникативного развития старших дошкольников в дополнительном образовании детей: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / С.С. Журавлёва. - Москва, 2016. - 31 с.

11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 383 с.

12. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Педагогика, 2004. - 304 с.

13. Панов В.И. Экологические предпосылки изучения психической активности // Известия Саратовского университета. Новая серия.- 2014. - Т. 3. - Вып. 3 (II). - С. 214-224. - (Акмеология образования. Психология развития).

14. Пушкарёва П.С. Педагогические условия формирования умения младших школьников работать в парах и группах // Реализация стандартов второго поколения в школе: сб. научных статей Шестой всероссийской интернет-конференции (Ярославль, 2016, октябрь - декабрь). - С. 187-190.

15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 / Сайт информационно-правового обеспечения «Гарант». - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/197127/paragraph/2644:0 (дата обращения: 27.08.2019).

17. Худаева М.Ю. Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - № 4 (7). - С. 160-162.

18. Эльсиева М.С., Магомеддибирова З.А. К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 6 (61). - С. 136-138.

19. Antopolskaya T., Bajbakova O., Zhuravleva S. Social communication in preschoolers: research and development opportunities // European Journal of Contemporary Education: международный двуязычный научный журнал. - 2017. - № 4. - С. 86-89.

20. Antopolskaya T.A., Baybakova O.Yu., Zhuravleva S.S. Special Aspects of Interaction in Socially Communicative Development of Preschool Children / Тhe European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS) // 2018. - № 7. - С. 54-62.

Войти или Создать
* Забыли пароль?