АКТУАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Успешная стратегия развития национальных компаний в условиях ускорения динамики «экономики знаний» и расширения рынка технически сложных товаров и услуг базируется на формировании качественно нового интеллектуального капитала, синтезирующего и преобразующего все многообразие нематериальных активов организации в интеллектуальную собственность, что в итоге положительно отражается на всех финансовых показателях компании и ее рыночной стоимости в целом. В статье представлены ключевые подходы и инструменты управления корпоративными знаниями как необходимого условия развития всех составляющих интеллектуального капитала и эффективного управления человеческими ресурсами. Управление знаниями как отдельное направление тактического и стратегического менеджмента позволяет значительно увеличить прибыль компании за счет существенного сокращения потерь рабочего времени и времени на поиск нужной информации для принятия своевременных решений на всех уровнях управления, снижения рисков в реализации инноваций. Для стабильного функционирования системы управления знаниями нужна особая корпоративная культура с вовлечением всех сотрудников в непрерывный процесс обучения и обмен знаниями, мощная организационная и технологическая поддержка, выверенная концепция инновационного развития компании, основанная на совершенствовании форм корпоративного развития и образования. В статье представлены способы реализации современной стратегии управления знаниями через выбор, обработку, аккумулирование информации и «значимого знания» для организации из внутренних и внешних источников, их сохранение и классификация, обеспечение доступа к необходимым для эффективной работы знаниям, а также распространение и циркуляция знаний как внутри организации, так и за ее пределами в рамках сотрудничества с партнерами и контрагентами рынка.

Ключевые слова:
интеллектуальный капитал, управление знаниями, информационно-коммуникационные технологии, корпоративное образование, корпоративный университет, инструменты формализации знаний, технологический форсайт, родмэппинг.
Текст

I. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ЗНАНИЯМИ

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется стремительным ускорением научно-технического и социального прогресса, формированием нового формата экономического уклада — «экономики знаний», в которой воспроизводство знания оказывает значительное влияние на динамику экономического роста. Интенсивное развитие информационной среды способствовало развитию инновационного менеджмента и системы управления знаниями, использующих единство научных подходов и практики управления интеллектуальными ресурсами для обеспечения конкурентоспособности национальных компаний. 

В условиях масштабной глобализации экономики и роста влияния нематериальных активов на стоимость бизнеса фундаментальное значение для формирования конкурентоустойчивых компаний приобретает развитие рынка корпоративных образовательных ресурсов. Сегодня качество и доступность корпоративного образования как ключевого инструмента управления знаниями в организации, его соответствие потребностям национальной экономики и стратегии управления инновационным развитием определяют состояние и будущее интеллектуального капитала российских компаний. Знание и образование не только на этапе посткризисного развития, но и в эпоху формирования «новой экономики» являются главным ресурсом личности, ее достоянием, умелое использование которого может стать залогом успеха каждой образованной личности и, как следствие, всего государства.

В условиях развития «экономики знаний» основным инструментом формирования интеллектуального капитала является создание реально действующих систем управления знаниями. Сегодня можно говорить о появляющемся управлении знаниями как о новом разделе науки управления, новом виде управленческой деятельности, новой функции управления в социальных и экономических системах.

Список литературы

1. Афанасьев Д.В. Корпоративные университеты: к проблеме определения и классификации // Корпоративный университет: исследования, консалтинг, обучение. 2006.

2. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб.: ИВЭ-СЭП; Знание, 2000. С. 53.

3. Когут Б., Зандер У. Знания фирмы, комбинационные способности и репликация технологий // Российский журнал менеджмента. 2004. № 2 (1). С. 121-140.

4. Колосова О. Как подготовить компанию к управлению знаниями // Корпоративный университет. 2008. № 10. С. 14-21.

5. Маличенко И.П. Стратегическое управление инновационным развитием российских компаний в условиях формирования «экономики знаний» // Научный аспект. 2012. № 3. С. 38-45.

6. Маличенко И.П., Бортник Е.М. Адаптация институционального подхода к регулированию финансового рынка и формированию «экономики знаний» // Научный аспект. 2013. № 1. С. 31-37.

7. Мариничева М.К. Управление знаниями на 100%: путеводитель для практиков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

8. Привалов В.В. Системно-синергетический подход к управлению развитием инновационных компаний // Философия. Информация. Управление. М.: МИЭТ (ТУ), 2007. С. 98.

9. Тис Д. Дж. Получение экономической выгоды от знаний как активов: «новая экономика», рынки ноу-хау и нематериальные активы // Российский журнал менеджмента 2004. № 2 (1). С. 95-120.

10. Управление знаниями в инновационной экономики: Учебник / под ред. Б.З. Мильнера. М.: Экономика, 2009.

11. Drucker P.F. Knowledge-Worker Productivity: The Biggest Challenge // California Management Review 41 (2), 1999. Р. 79-94.

12. Drucker P.F. Managing in the next society. Butterworth Heinemann, 2002. Р. 209.

13. Gomez-Perez A., Benjamins R. (eds.) Knowledge Engineering and Knowledge Management. Ontologies and the Semantic Web. Springer Verlag, 2002.

14. Mezgar I. (ed.) Integration of ICT in smart organizations. Idea Group Publishing, 2006. Р. 366.

15. Spender J. - C. Making knowledge the basis of a dynamic theory of the firm // Strategic Management Journal 17, 1996.

16. Storey J. Human resourse policies for knowledge work. In: Ray T., Quintas P., Little S. (eds). Managing Knowledge: An Essential Reader, London, 2005. Р. 199-219.

17. Коробкина М.А. Практический аспект управления знаниями в обучающихся организациях // Управление пресоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2013. №6(9).

Войти или Создать
* Забыли пароль?