В статье раскрывается историко-педагогический взгляд на речевое развитие ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, характеризуются истоки становления методики обучения речевому творчеству детей, начиная с идей К.Д. Ушинского и его последователей. Особое внимание уделяется возрождению в начальной школе риторики.
речь, речевое развитие, риторика, образец, творчество, методика.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
«Человек обладает бесценным даром речи и языковой способностью. Он овладевает речью в раннем детстве и на протяжении всей своей жизни совершенствует ее…» — эти слова известного методиста начального образования М.Р. Львова подчеркивают необходимость обязательного внимания к развитию речи детей на любом этапе детства [5]. В значительной степени эта задача должна решаться в первом школьном звене.
Известно, что современные исследователи выделяют в развитии речи три направления:
- лексический уровень (работа над словом);
- синтаксический уровень (работа над словосочетанием и предложением);
- работа над связной речью.
Это взаимозависимая неразрывная цепочка: работа над словом является фундаментом для работы над предложением; работа над словом и предложением подготавливает речь связную.
Работая над связной речью, учитель использует разнообразный набор методических средств, подбирает специальные виды упражнений. Высшую ступень в сложной системе речевых упражнений представляют собой разного вида рассказы и сочинения, которые отражают речевые умения ученика:
- синтаксические (работа с разными словарями, составление предложений);
- логические;
- композиционные (сбор и отбор материала для создания собственного речевого высказывания) и т.д.