РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрываются возможности использования учебных проектов младших школьников для развития их личности. Обсуждается технология работы учителя по организации проектной деятельности учащихся начальной школы, подробно описаны ее этапы. Даются методические рекомендации.

Ключевые слова:
проектная технология, учебный проект, начальная школа, учитель.
Текст

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня выполнение проектов учащимися всех классов — неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т.п. Однако значительная часть учителей начальной школы и родителей школьников считает проектную деятельность учащихся пустой тратой их и своего времени, полагая чем-то малозначимым. В таком случае учителя исполняют свои обязанности по организации проектной деятельности детей как очередное мероприятие для отчета, галочки, а родители, вздыхая, по вечерам выполняют проект, заданный учителем их ребенку. Тем не менее продуманный и грамотно подготовленный учебный проект несет в себе колоссальный развивающий потенциал.

Безусловно, чем дети младше, тем более легкий вариант проектной работы должен им предлагаться. При этом в основе любого проекта лежит идея развития субъектности ребенка при обеспечении максимальной самостоятельности его продуктивной деятельности. Поясним сказанное. 

В проектной технологии ведущими могут считаться две идеи:

  1. прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, которого достигают при разрешении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Или, другими словами, технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Этот результат носит название «проект», что в переводе означает замысел, план;
  2. характер взаимодействия субъектов проектной деятельности — ученика и учителя — принципиально иной по сравнению с традиционным обучением.
Список литературы

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

3. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К. Господникова. - Волгоград: Учитель, 2012.

4. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе: модели, практические задания, проектная деятельность. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.

5. Землянская Е.Н. Педагогические технологии начального образования: учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2009.

6. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. - М.: Вентана-Граф, 2004.

Войти или Создать
* Забыли пароль?