ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Стратегия развития на основе системы корпоративных компетенций всего персонала высшего учебного заведения – ключевой фактор успеха, обеспечивающий научное и интеллектуальное лидерство вуза в сфере непрерывного профессионального образования. Это отражает международную тенденцию, где стратегическое развитие успешных организаций невозможно без использования современных технологий управления человеческими ресурсами. Актуальность и недостаточная проработанность проблем, связанных с разработкой и внедрением модели корпоративных компетенций высшего учебного заведения определили выбор цели и задач научного исследования. Вместе с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внедрения модели компетенций в управление современным инновационным университетом в целях достижения стратегических задач, получении конкурентных преимуществ и более эффективного и социально направленного использования человеческого потенциала в условиях динамично развивающегося информационного общества. Данная статья посвящена анализу основных подходов к определению корпоративных компетенций на примере Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Ключевые слова:
компетенции, ключевые компетенции, внутренние ценности высшего образовательного учреждения.
Текст

Ключевые компетенции образовательного учреждения определяются моделью его развития. Выделяют две принципиально противоположные модели высших школ - отраслевая и фундаментальная. Каждая модель высшего учебного заведения определяет набор его компетенций и конкурентных преимуществ. Если отраслевое образовательное учреждение высшего профессионального образования рассчитано на быстрое выращивание нужных отрасли специалистов, то фундаментальное учебное заведение нацелено, прежде всего, на выработку избыточных знаний, которыми может воспользоваться любой субъект народного хозяйства.

Следовательно, и обучение в фундаментальном высшем учебном заведении нацелено на формирование, скорее, ученых и исследователей, чем узких специалистов-практиков для различных отраслей народного хозяйства [3].

Такое определение, во-первых, акцентирует внимание на том, что именно встроенные в высшее учебное заведение профессиональные компетенции оказываются определяющим условием успеха; во-вторых, дополняет это тем, что именно коллективные знания, умения и способности профессорско-преподавательского состава обеспечивают создание ценности воспроизводимого образовательного процесса, который представляется обществу в виде образовательной программы, т.е. комплекса образовательных услуг, нацеленного на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителей и обеспечению соответствующими ресурсами высшего учебного заведения.

В данном случае эффект синергии - это не только благоприятное сочетание ресурсов, но и согласованное поведение преподавателей, связи, отношения - весь набор параметров, характеризующих систему вуза. Таким образом, главная роль в формировании ключевой компетенции образовательного учреждения высшего профессионального образования принадлежит профессорско-преподавательскому составу (см. рис. 1), качественная характеристика которого проявляется в научных, образовательных и административных возможностях [4, 7, 8].

Список литературы

1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 18 июля 2011 г.) «Об образовании».

2. Стратегический план развития МЭСИ на 2011-2015 гг.

3. Ефремов В.С., Ханыков И.А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 2.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 33-40.

5. Ларина Е.В. Механизм управления высшим учебным заведением на основе развития ключевой компетенции // Инженерное образование. - 2011. - № 12.

6. Ларина Е.В. Механизм управления развитием ключевой компетенции высшего учебного заведения: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина.

7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Некрасовские чтения «Компетентностный подход в образовании». URL: http://www.nekrasovspb.ru/publ.php?ev=3&;id=22

8. Потапова Е.А. Формирование профессиональных компетенций как фактор повышения эффективности труда работников коммерческих банков: автореф. дис. … канд. экон. наук. - М., 2012.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

Войти или Создать
* Забыли пароль?