Development strategy on the basis of corporate competence system related to all personnel of higher education institution is a key success factor, providing the scientific and intellectual leadership of this institution in continuous vocational education area. It reflects the international trend, where strategic development of successful organizations is impossible without the use of modern technologies related to human resources management. The relevance and lack of consideration of problems, connected with development and implementation of higher educational institution’s corporate competence model have determined the choice of scientific research’s goals and tasks. However, the current market situation requires a comprehensive analysis of competence model implementation in the modern innovative university management in order to achieve the strategic goals, gain the competitive advantages, and use the human potential more effectively and sustainably in the conditions of dynamically developing information society. This article is devoted to analysis of basic approaches to the definition of corporate competences as exemplified in Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics.
competences, key competences, higher educational institution’s intrinsic value.
Ключевые компетенции образовательного учреждения определяются моделью его развития. Выделяют две принципиально противоположные модели высших школ - отраслевая и фундаментальная. Каждая модель высшего учебного заведения определяет набор его компетенций и конкурентных преимуществ. Если отраслевое образовательное учреждение высшего профессионального образования рассчитано на быстрое выращивание нужных отрасли специалистов, то фундаментальное учебное заведение нацелено, прежде всего, на выработку избыточных знаний, которыми может воспользоваться любой субъект народного хозяйства.
Следовательно, и обучение в фундаментальном высшем учебном заведении нацелено на формирование, скорее, ученых и исследователей, чем узких специалистов-практиков для различных отраслей народного хозяйства [3].
Такое определение, во-первых, акцентирует внимание на том, что именно встроенные в высшее учебное заведение профессиональные компетенции оказываются определяющим условием успеха; во-вторых, дополняет это тем, что именно коллективные знания, умения и способности профессорско-преподавательского состава обеспечивают создание ценности воспроизводимого образовательного процесса, который представляется обществу в виде образовательной программы, т.е. комплекса образовательных услуг, нацеленного на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителей и обеспечению соответствующими ресурсами высшего учебного заведения.
В данном случае эффект синергии - это не только благоприятное сочетание ресурсов, но и согласованное поведение преподавателей, связи, отношения - весь набор параметров, характеризующих систему вуза. Таким образом, главная роль в формировании ключевой компетенции образовательного учреждения высшего профессионального образования принадлежит профессорско-преподавательскому составу (см. рис. 1), качественная характеристика которого проявляется в научных, образовательных и административных возможностях [4, 7, 8].
1. Zakon Rossiyskoy Federatsii ot 10 iyulya 1992 g. № 3266-1 (red. ot 18 iyulya 2011 g.) «Ob obrazovanii».
2. Strategicheskiy plan razvitiya MESI na 2011-2015 gg.
3. Efremov V.S., Khanykov I.A. Klyuchevaya kompetentsiya organizatsii kak ob''ekt strategicheskogo analiza. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. - 2002. - № 2.
4. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya. Kompetentsii v obrazovanii: opyt proektirovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. A.V. Khutorskogo. - M: Nauchno-vnedrencheskoe predpriyatie «INEK», 2007. - S. 33-40.
5. Larina E.V. Mekhanizm upravleniya vysshim uchebnym zavedeniem na osnove razvitiya klyuchevoy kompetentsii. Inzhenernoe obrazovanie. - 2011. - № 12.
6. Larina E.V. Mekhanizm upravleniya razvitiem klyuchevoy kompetentsii vysshego uchebnogo zavedeniya: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05: Povolzhskaya akademiya gosudarstvennoy sluzhby im. P.A. Stolypina.
7. Lebedev O.E. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii. Nekrasovskie chteniya «Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii». URL: http://www.nekrasovspb.ru/publ.php?ev=3&id=22
8. Potapova E.A. Formirovanie professional'nykh kompetentsiy kak faktor povysheniya effektivnosti truda rabotnikov kommercheskikh bankov: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk. - M., 2012.
9. Khutorskoy A.V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno orientirovannoy paradigmy obrazovaniya. Narodnoe obrazovanie. - 2003. - № 2. - S. 58-64.