В статье рассматривается сущность теорий управления персоналом, показано их развитие начиная с середины XIX в. и заканчивая началом ХХI в.: менялись постулаты теорий работы с людьми, ожидаемые результаты. Вместе с теориями развивалась и практика управления персоналом. Так, изменялись объекты управления, доминирующие потребности персонала, задачи руководителей организации, ведущие направления управления персоналом. Почти за два века содержание процессов управления персоналом претерпело существенную эволюцию: от комплектования штата и учета работников до управления интеллектуальным капиталом персонала. В статье подробно описан и поэтапно обоснован этот эволюционный путь на примере ведущих стран мира, в том числе и России.
управление персоналом, теории управления персоналом, этапы развития, практика управления персоналом, комплектование штата, интеллектуальный капитал персонала, модели организации управления персоналом
НАЧАЛА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Направление управления персоналом как наука и практика появилось на заре промышленной революции во второй половине XIX в. и получило расцвет в течение ХХ в. Управление персоналом тогда выполняло задачи по комплектованию штата и учета работников. На начальном этапе управление персоналом появилось на предприятиях массового производства и оказывало поддержку реализации функции контроля, затем в некоторых странах оно стало претендовать на более значимую роль в процессе принятия стратегических решений.В настоящее время в ряде стран сотрудники, работающие с персоналом, как бы их ни называли, адаптируют свою деятельность к стратегиям, появляющимся в результате современного переосмысления организационных целей и сути стратегий.
В этот же период (вторая половина XIX в.) началось формирование науки об управления персоналом вместе с формированием теории управления как науки. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались Кроме того, наиболее важные проблемы науки об управлении относились к управлению персоналом. Другими словами, теория и практика управления персоналом являлись основой управления как науки. В настоящее время научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке теории и организации управления, экономики, статистики, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового права, политики и ряда других наук.
В связи с тем что теории управления персоналом развивались вместе с различными школами управления, последние наложили отпечаток на название первых. За более чем столетие (период промышленной революции) роль человека в организации существенно менялась, поэтому развивались, уточнялись и теории управления персоналом. В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов. Видными представителями классических теорий являются: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др. К представителям теорий человеческих отношений относятся: Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ликарт, Р. Блейк и др. Авторами теорий человеческих ресурсов являются: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др. Основные постулаты, задачи и ожидаемые результаты от реализации этих теорий приведены в табл. 1 [3, с. 459, 460]. Классические теории получили развитие в период с 1880 по 1930 г. Теории человеческих отношений стали применять с начала 1930-х гг. Теории человеческих ресурсов берут свое начало в 1980-х гг. и являются современными. По мере развития теории становятся все более гуманными. Сущность этих теорий подробно рассматривается в специальной литературе.
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
Вся история управления персоналом как отрасли науки, которая явилась основой формирования науки об управлении, рассматривается нами как путь к самостоятельному статусу этого научного направления. Обратимся к истории развития управления персоналом начиная с 1900 г. - того периода, когда, по мнению исследователей, началась специализация в этой области человеческой деятельности. До того времени функции управления персоналом были прерогативой руководителя, который до 80% своего рабочего времени тратил на управление работниками.
1. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом: обзор зарубежных источников. - М.: Изд-во РЭА; Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
2. Управление человеческими ресурсами: энциклопедия / под. ред. М. Пула, М. Уорнера. - СПб.: Питер, 2002.
3. Управление персоналом: энциклопедия / под ред. проф. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2009.
4. Фитценц Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала / пер. с англ. М.С. Меньшикова, Ю.П. Леонова; под общ. ред. В.И. Ярных. - М.: Вершина, 2006.
5. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. - М.: ИНФРА-М, 2005.
6. Stewart T. Intellectual capital. The New Wealth of Organizations. - N.Y.-L., 1997. - P. X. (Цит. по: Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. - М.: Academia-Наука, 1998).
7. Edvinsson L., Sullivan P. Developing a model for managing intellectual capital // European management journal. - 1996. - Vol. 14. - № 4. - P. 356-364.
8. Edvinsson L., Malone M. Intellectual Capital: Realizing Your Company´s True Value by Finding Its Hidden Roots. - New York: HarperCollins Publishers, 1997.
9. Sveiby K.E. The New Organisational Wealth - Managing and measuring Knowledge-Based Assets. - San-Fransisco, 1997.
10. Daum J.H. Intangible Assets and Value Creation. - Chichester, 2003.
11. Kuhn T.S. The Structure of Scientific Revolutions. - Chicago, 1962. (Кун Т.С. Структура научных революций: пер. с англ. И.З. Налетова. - М., 1975.)