МОРАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности морального лидерства и его потенциал для преодоления социальных противоречий. Тип лидера во многом определяется подходом к управлению внутри- и межгрупповыми конфликтами. Поэтому предметом исследования становится область соприкосновения конфликта как многогранного социального феномена с феноменом лидерства. В XXI в. авторитарные, инструментальные методы преодоления коллизий становятся неэффективными. Традиционные формы управления исчерпали себя. Особенно тяжело сказывается ситуация политико-экономической, более того, социокультурной нестабильности на подрастающем поколении. Трансформация прежних институтов социализации и образования, криминализация детской и молодежной среды, кризис системы ценностей, падение престижа педагогической профессии — вот лишь некоторые из множества факторов, обусловливающих актуальность темы. Цель статьи — обозначить контуры такого типа лидерства, в основе которого лежит морально-этическая регуляция. Истоки феномена морального лидерства прослеживаются как в особенностях современного общества, так и в истории моральных практик. Становление института морального лидерства связано с появлением новых общностей, форм активности и социальных ролей. Моральный фактор модифицирует социальный конфликт, переводит его преимущественно в нравственную плоскость, придает ему конструктивный характер. Используя элементы логического анализа, а также историко-генетического и биографического методов, авторы показывают, что в истории цивилизации именно античные философы, воздействовавшие на юношество своим примером, стали первыми моральными лидерами в полном смысле слова. А сама философия, принимая во внимание единство философского дискурса и философского образа жизни, стала пространством, в котором традиционный тип лидерства трансформировался в инновационный. Авторы приходят к заключению, что современное общество и, прежде всего, подрастающее поколение остро нуждаются в возрождении духа практической философии. С одной стороны, для своего роста и совершенствования институт морального лидерства нуждается в глубокой этико-философской рефлексии. С другой стороны, философия, оказавшаяся сегодня в тени инструментально-научного знания, благодаря востребованности моральными практиками получает шанс вновь занять достойное место в жизни цивилизации.

Ключевые слова:
конфликт, лидер, лидерство, мораль, философия, молодежь
Список литературы

1. Адо П. Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. - 320 с.

2. Артемьева С. И., Положенцева И.В., Шишов С.Е. Управление рисками в процессе внедрения механизмов реализации моделей государственно-общественного управления образованием //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - № 1(14). 2016. - С.61-64.- DOI:https://doi.org/10.12737/issn.2306-1731/18424

3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006. - 392 с.

4. Герзон М. Лидерство через конфликт: как лидеры-посредники превращают разногласия в возможности. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2008. - 344 с.

5. Дианин-Хавард А. Нравственное лидерство. Путь формирования личности. СПб: Басманный форум, 2012. - 208 с.

6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд., испр. М.: Мысль, 1986. - 571 с.

7. Зайцев А.К. Социальный конфликт. Изд. 2-е. М.: Academia, 2001. - 464 с.

8. Кернберг О. Конфликт, лидерство и идеология в группах и организациях. М.: Класс, 2018. - 424 с.

9. Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 208 с.

10. Хайдеггер М. Поворот //Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. - С.253-259.

11. Abylkassymova A., Kalney V., Ryzhakov M., Shishov S. DEVELOPMENT OF PUBLIC CONSCIOUSNESS IN PEDAGOGICAL EDUCATION IN RUSSIA AND KAZAKHSTAN / Всборнике: ICPE 2018 - International Conference on Psychology and Education Сер. "The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS" 2018. С. 1-8.

12. Abylkasymova A.E., Kalnei V.A., Shishov S.E. FORMATION OF PUBLIC CONSCIOUSNESS, SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION // Tarih Kültür ve Sanat Araştırmaları. 2018. Т. 7. № 1. С. 26-33.

Войти или Создать
* Забыли пароль?