Направление правового регулирования в сфере беспилотного транспорта
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности правового регулирования робототехники и технологий искусственного интеллекта с учетом специфического применения его в конкретных сферах, в частности, в области беспилотного транспорта. Авторами описываются основные тенденции правового регулирования автопилотируемого транспорта, а также анализируется текущее состояние регламентирующей законодательной инициативы деятельности.

Ключевые слова:
робототехника, искусственный интеллект, автоматизированные системы, правовое регулирование, беспилотный летательный аппарат, робокар
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Инновационные компьютерные технологии, нейронные сети, био- и нанотехнологии, технологии робокаров в настоящее время развиваются всё стремительней и интенсивней. Одна из высокоперспективных и вместе с тем неоднозначных технологий – это технология искусственного интеллекта, которая уже применяется в различных сферах общественных отношений, в частности беспилотные средства в общественном транспорте.

5 июля 2019 г. будут введены в действие поправки в Воздушный кодекс РФ (ВК), затрагивающие эксплуатацию и регистрацию БПЛА в РФ. В  ноябре 2018 Дмитрием Медведевым было подписано постановление о реализации тестов по эксплуатации беспилотных средств в общественном транспорте. В последние месяцы роботакси уже совершают перевозку пассажиров в «Сколково» и «Иннополисе».

Одна из самых актуальных и сложных проблем в этой области заключается в том, а сможет ли искусственный интеллект полностью заменить водителей, и кто ответит за деятельность автопилотируемых транспортных средств?

 «Очеловеченное» авто уже не первый раз было зафиксировано в авариях. Так, в 2017 г.  в г. Темпе робокар столкнулся с Volvo, пострадавших не было, в 2016 г. эксперимент с автопилотируемым автомобилем Tesla окончился смертельным исходом. Расследование указало, что программных ошибок в автомобиле не было. А март 2018 г. был отмечен первым ДТП с участием робокара со смертельным исходом [11]. Проведение расследования установило, что аварию можно было предотвратить. Причиной ДТП стала невнимательность Васкес – водителя за рулем робокара. 6 марта 2019 Прокуратурой Аризоны была снята уголовная ответственность с компании Uber за смерть пешехода [8].

На сегодняшний день, учитывая отсутствие базового законодательства в области внедрения и эксплуатации беспилотных аппаратов и роботехники, возникает риск подрыва системы безопасности движения.

Александр Тюльканов, старший юрист LexBorealis считает,  что правосубъектность робокаров необходимо рассматривать как  юридическое лицо. Но при таком раскладе производители уходят от  гражданской ответственности.

В 2016 г. Дмитрий Гришин и Виктор Наумов представили проект Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ в части совершенствования правового регулирования отношений в области робототехники» [6]. В проекте предложено рассматривать беспилотные средства  согласно ст. 1079 Гражданского кодекса РФ, как юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Следует отметить, что в данном проекте наиболее удачно используется следующее основное понятие: робот – устройство, способное действовать, определять свои действия и оценивать их последствия без полного контроля со стороны человека по результатам обработки информации, поступающей из внешней среды [6].

Вместе с тем ГОСТ Р ИСО 8373-2014 П.2.28 определяет «робота» как выполняющего работу путем считывания данных из окружающей среды, взаимодействия с внешними источниками и адаптации своего поведения [2].

В ноябре 2018 г. депутат Госдумы Василий Власов предложил создать межведомственную комиссию, которая будет включать в себя экспертов в области правового регулирования содействия людей с искусственным интеллектом, эксплуатируемым в беспилотном транспорте на российских дорогах.

На сегодняшний день в России рассматривается законопроект Киберкодекса, который формируется АНО «#ПравоРоботов», представленный на конференции ScolkovoRobotics V исполнительным директором компании HeadsConsulting Никитой Куликовым [9].

В течение грядущих 10 лет в РФ появятся комиссары в части регулирования аварийных ситуаций с беспилотным транспортным средством. Инновационные специалисты-юристы в области регулирования беспилотных транспортных средств смогут оценить действия робокаров и разрешить спорные ситуации при ДТП [7].

В существующих на сегодняшний день законах присутствуют возможные формулировки роботехники. Таким образом, в соответствии со ст. 130 ГК РФ БПЛА менее 30 кг соотносимы к движимым (сложным) вещам [1], а непилотируемые морские и речные суда в соответствии со ст. 33 КТМ РФ и ст. 16 КВВТ РФ [5], включая БПЛА свыше 30 кг (ст. 33 ВК РФ и 31-ФЗ) относятся к недвижимым [3].

В настоящих транспортных законодательствах функционируют нормативно-правовые акты о разработках в сфере искусственного интеллекта и роботехнологиях:

  • либеральный подп. 1 п. 1 ст.33 ВК РФ (отмена гос. регистрации аппаратов до 30 кг) для малых БПЛА [3];
  • ст. 16 ВК РФ и федеральные правила использования воздушного пространства РФ регулируют использование воздушного пространства, включая города [3];
  • разрабатываются поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», правила дорожного движения, технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, КоАП РФ, другие акты для «робомобилей» [4].

Необходимость развития беспилотных средств транспорта стала результатом автоматизации ежедневных процессов в различных областях жизнедеятельности. 

В начале этого года сотрудники компании «Майкрософт» представили отчет о воздействии деятельности в области нейронных сетей на общество в целом, предусматривающий аналог «клятвы Гиппократа» для производителей в сфере ИИ. Европарламент также представил «кодекс этики», следование которому предоставляется на усмотрение создателей продуктов ИИ. Как видно, определяющими идеями кодекса стали: «делай благо» и «не навреди», заимствованные из «законов роботехники» Айзека Азимова [10].

Внедрение беспилотных транспортных средств вносит новые вопросы, не решенные на сегодняшний день в настоящей юриспруденции и новом праве.

Следуя рекомендациям Парламентской ассамблеи Совета Европы № 2102 (2017) от 28.04.2017 «Слияние с технологиями, искусственный интеллект и права человека», законодателям всё труднее приспосабливаться к современной скорости развития науки и технологий и к необходимости своевременного создания регулирующих правил и стандартов (п. 3).

Развитие автоматизированных систем и ПО осуществлялось и осуществляется в процессах разрешения различных важных задач и вопросов, а без соответствующего нормативно-правового, технически-нормативного, и, в общем, этического регулирования области автоматизации процессов в этой области никак не обойтись.

Список литературы

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [Электронный ресурс]. – URL: www.consultant.ru, 23.03.2019

2. "ГОСТ Р ИСО 10018-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.05.2014 N 481-ст) [Электронный ресурс]. – URL: www.consultant.ru, 23.03.2019

3. "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018) [Электронный ресурс]. – URL: www.consultant.ru, 23.03.2019

4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019) [Электронный ресурс]. – URL: www.consultant.ru, 23.03.2019

5. "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.0 1.2019) [Электронный ресурс]. – URL: www.consultant.ru, 23.03.2019

6. Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ" [Электронный ресурс]. – URL: www.consultant.ru, 23.03.2019

7. «В России появятся аварийные клмиссары, регулирующие ДТП с беспилотниками» // «Амурская служба новостей – новости с характером» – 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://asn24.ru, 19.03.2019

8. «БеспилотникUber впервые насмерть сбил человека» // «Новости Варламов.ру» – 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://varlamov.ru/2833402.html, 19.03.2019

9. Коллизии “права роботов” / Марианна Соколова // «Itweek» – 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.itweek.ru, 20.03.2019

10. Три закона роботехники Айзека Азимова // «Roboting.ru» - 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://roboting.ru/803-tri-zakona-robotekhniki-ajjzeka-azimova.html, 22.03.2019

11. «Uber освободили от уголовной ответственности за гибель человека, сбитого беспилотником» / Анна Меликян // Интернет-журнал о бизнесе в России. – 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://secretmag.ru, 19.03.2019

Войти или Создать
* Забыли пароль?