Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the features of legal regulation of robotics and artificial intelligence technologies, taking into account its specific application in specific areas, in particular, in the field of unmanned transport. The authors describe the main trends in the legal regulation of auto-piloted transport, as well as analyze the current state of the regulatory legislative initiative.

Keywords:
robotics; artificial intelligence; automated systems; legal regulation; drone;robocar
Text
Publication text (PDF): Read Download

Инновационные компьютерные технологии, нейронные сети, био- и нанотехнологии, технологии робокаров в настоящее время развиваются всё стремительней и интенсивней. Одна из высокоперспективных и вместе с тем неоднозначных технологий – это технология искусственного интеллекта, которая уже применяется в различных сферах общественных отношений, в частности беспилотные средства в общественном транспорте.

5 июля 2019 г. будут введены в действие поправки в Воздушный кодекс РФ (ВК), затрагивающие эксплуатацию и регистрацию БПЛА в РФ. В  ноябре 2018 Дмитрием Медведевым было подписано постановление о реализации тестов по эксплуатации беспилотных средств в общественном транспорте. В последние месяцы роботакси уже совершают перевозку пассажиров в «Сколково» и «Иннополисе».

Одна из самых актуальных и сложных проблем в этой области заключается в том, а сможет ли искусственный интеллект полностью заменить водителей, и кто ответит за деятельность автопилотируемых транспортных средств?

 «Очеловеченное» авто уже не первый раз было зафиксировано в авариях. Так, в 2017 г.  в г. Темпе робокар столкнулся с Volvo, пострадавших не было, в 2016 г. эксперимент с автопилотируемым автомобилем Tesla окончился смертельным исходом. Расследование указало, что программных ошибок в автомобиле не было. А март 2018 г. был отмечен первым ДТП с участием робокара со смертельным исходом [11]. Проведение расследования установило, что аварию можно было предотвратить. Причиной ДТП стала невнимательность Васкес – водителя за рулем робокара. 6 марта 2019 Прокуратурой Аризоны была снята уголовная ответственность с компании Uber за смерть пешехода [8].

На сегодняшний день, учитывая отсутствие базового законодательства в области внедрения и эксплуатации беспилотных аппаратов и роботехники, возникает риск подрыва системы безопасности движения.

Александр Тюльканов, старший юрист LexBorealis считает,  что правосубъектность робокаров необходимо рассматривать как  юридическое лицо. Но при таком раскладе производители уходят от  гражданской ответственности.

В 2016 г. Дмитрий Гришин и Виктор Наумов представили проект Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ в части совершенствования правового регулирования отношений в области робототехники» [6]. В проекте предложено рассматривать беспилотные средства  согласно ст. 1079 Гражданского кодекса РФ, как юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Следует отметить, что в данном проекте наиболее удачно используется следующее основное понятие: робот – устройство, способное действовать, определять свои действия и оценивать их последствия без полного контроля со стороны человека по результатам обработки информации, поступающей из внешней среды [6].

Вместе с тем ГОСТ Р ИСО 8373-2014 П.2.28 определяет «робота» как выполняющего работу путем считывания данных из окружающей среды, взаимодействия с внешними источниками и адаптации своего поведения [2].

В ноябре 2018 г. депутат Госдумы Василий Власов предложил создать межведомственную комиссию, которая будет включать в себя экспертов в области правового регулирования содействия людей с искусственным интеллектом, эксплуатируемым в беспилотном транспорте на российских дорогах.

На сегодняшний день в России рассматривается законопроект Киберкодекса, который формируется АНО «#ПравоРоботов», представленный на конференции ScolkovoRobotics V исполнительным директором компании HeadsConsulting Никитой Куликовым [9].

В течение грядущих 10 лет в РФ появятся комиссары в части регулирования аварийных ситуаций с беспилотным транспортным средством. Инновационные специалисты-юристы в области регулирования беспилотных транспортных средств смогут оценить действия робокаров и разрешить спорные ситуации при ДТП [7].

В существующих на сегодняшний день законах присутствуют возможные формулировки роботехники. Таким образом, в соответствии со ст. 130 ГК РФ БПЛА менее 30 кг соотносимы к движимым (сложным) вещам [1], а непилотируемые морские и речные суда в соответствии со ст. 33 КТМ РФ и ст. 16 КВВТ РФ [5], включая БПЛА свыше 30 кг (ст. 33 ВК РФ и 31-ФЗ) относятся к недвижимым [3].

В настоящих транспортных законодательствах функционируют нормативно-правовые акты о разработках в сфере искусственного интеллекта и роботехнологиях:

  • либеральный подп. 1 п. 1 ст.33 ВК РФ (отмена гос. регистрации аппаратов до 30 кг) для малых БПЛА [3];
  • ст. 16 ВК РФ и федеральные правила использования воздушного пространства РФ регулируют использование воздушного пространства, включая города [3];
  • разрабатываются поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», правила дорожного движения, технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, КоАП РФ, другие акты для «робомобилей» [4].

Необходимость развития беспилотных средств транспорта стала результатом автоматизации ежедневных процессов в различных областях жизнедеятельности. 

В начале этого года сотрудники компании «Майкрософт» представили отчет о воздействии деятельности в области нейронных сетей на общество в целом, предусматривающий аналог «клятвы Гиппократа» для производителей в сфере ИИ. Европарламент также представил «кодекс этики», следование которому предоставляется на усмотрение создателей продуктов ИИ. Как видно, определяющими идеями кодекса стали: «делай благо» и «не навреди», заимствованные из «законов роботехники» Айзека Азимова [10].

Внедрение беспилотных транспортных средств вносит новые вопросы, не решенные на сегодняшний день в настоящей юриспруденции и новом праве.

Следуя рекомендациям Парламентской ассамблеи Совета Европы № 2102 (2017) от 28.04.2017 «Слияние с технологиями, искусственный интеллект и права человека», законодателям всё труднее приспосабливаться к современной скорости развития науки и технологий и к необходимости своевременного создания регулирующих правил и стандартов (п. 3).

Развитие автоматизированных систем и ПО осуществлялось и осуществляется в процессах разрешения различных важных задач и вопросов, а без соответствующего нормативно-правового, технически-нормативного, и, в общем, этического регулирования области автоматизации процессов в этой области никак не обойтись.

References

1. "Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' pervaya)" ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 03.08.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2019) [Elektronnyy resurs]. - URL: www.consultant.ru, 23.03.2019

2. "GOST R ISO 10018-2014. Nacional'nyy standart Rossiyskoy Federacii. Menedzhment kachestva. Rukovodyaschie ukazaniya po vovlecheniyu rabotnikov i ih kompetentnosti" (utv. i vveden v deystvie Prikazom Rosstandarta ot 29.05.2014 N 481-st) [Elektronnyy resurs]. - URL: www.consultant.ru, 23.03.2019

3. "Vozdushnyy kodeks Rossiyskoy Federacii" ot 19.03.1997 N 60-FZ (red. ot 03.08.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 14.08.2018) [Elektronnyy resurs]. - URL: www.consultant.ru, 23.03.2019

4. "Kodeks Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah" ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 18.03.2019) (s izm. i dop., vstup. v silu s 29.03.2019) [Elektronnyy resurs]. - URL: www.consultant.ru, 23.03.2019

5. "Kodeks torgovogo moreplavaniya Rossiyskoy Federacii" ot 30.04.1999 N 81-FZ (red. ot 27.12.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 31.0 1.2019) [Elektronnyy resurs]. - URL: www.consultant.ru, 23.03.2019

6. Proekt Federal'nogo zakona "O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu, vtoruyu, tret'yu i chetvertuyu Grazhdanskogo kodeksa RF, a takzhe v otdel'nye zakonodatel'nye akty RF" [Elektronnyy resurs]. - URL: www.consultant.ru, 23.03.2019

7. «V Rossii poyavyatsya avariynye klmissary, reguliruyuschie DTP s bespilotnikami» // «Amurskaya sluzhba novostey - novosti s harakterom» - 2019 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa:https://asn24.ru, 19.03.2019

8. «BespilotnikUber vpervye nasmert' sbil cheloveka» // «Novosti Varlamov.ru» - 2018 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://varlamov.ru/2833402.html, 19.03.2019

9. Kollizii “prava robotov” / Marianna Sokolova // «Itweek» - 2017 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.itweek.ru, 20.03.2019

10. Tri zakona robotehniki Ayzeka Azimova // «Roboting.ru» - 2009 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://roboting.ru/803-tri-zakona-robotekhniki-ajjzeka-azimova.html, 22.03.2019

11. «Uber osvobodili ot ugolovnoy otvetstvennosti za gibel' cheloveka, sbitogo bespilotnikom» / Anna Melikyan // Internet-zhurnal o biznese v Rossii. - 2019 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://secretmag.ru, 19.03.2019

Login or Create
* Forgot password?