МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ COOGLE TRENDS В АНАЛИЗЕ ВЛИЯНИЯ УКРАИНСКИХ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2019 Г. НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПОВЕСТКУ ДНЯ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной работе автором проводится исследование влияния выборов Президента Украины в 2019 г. на политическую повестку дня в России. С помощью сервиса Google Trends были проанализированы поисковые запросы по тематике выборов (сравнение, в частности, запросов фамилий кандидатов на территории Украины, сравнение запросов в первом и втором туре). Инструментарий Google позволяет выявлять поисковые пики, т.е. насколько та или иная тема, или кандидат были интересны избирателю в различные периоды времени, благодаря чему можно оценить эффективность тех или иных технологических приёмов, использовавшихся в кампании (например, грамотное использование сериала «Слуга народа» для трансляции положительного образа В. Зеленского), определить ключевые события кампании и т.д. Также произведён сопоставительный анализ поисковых запросов уже по территории РФ с выявлением корреляционных связей, позволяющих установить уровень интереса российской аудитории к украинским выборам. В выводах даются механизмы по дальнейшему совершенствованию использования Google Trends (в части использования для корреляций поисковых запросов и результатов выборов), производится оценка использования Google Trends для применения в политическом прогнозировании. Также делается вывод о том, что веб-приложения наподобие Google Trends можно применять в сравнительных исследованиях предвыборных ситуаций совершенно различных стран, пытаясь не просто выявить корреляции, а некие общие закономерности поведения электората в той или иной ситуации. Google Trends может быть полезен при анализе основных причин, приводящих к равнодушию граждан по отношению к политическим проблемам, абсентеизму. При этом определенную перспективу имеет анализ популистской политической повестки дня в рамках так называемой теории игр.

Ключевые слова:
повестка дня, выборы, Google Trends, Big Data
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Проблема изучения политической повестки дня

Выборы являются одним из важнейших факторов, определяющих политическую повестку дня. Их результат способен кардиальным образом изменить политическую систему, баланс элит, институциональную среду. В этой связи к любой избирательной кампании приковано огромное внимание различных политических акторов, как внутренних, так и внешних. Особенно это касается выборов высших должностных лиц – глав государств.

В современной политической действительности такими важными для России событиями стали выборы Президента Украины в 2019 г. [4]. Поэтому ключевая цель работы – рассмотреть влияние данных выборов на политическую повестку дня в нашей стране. Основным методом исследования стал компаративистский анализ поисковых запросов с использованием Google Trends.

В своём исследовании автор опирался на работы Маккомбса и Шоу, которые активно исследовали термин «установление повестки дня» [14, c. 176]. Актуальными для статьи стали положения теории Дж. Кингдона о многопотоковой структуре политики [13, с. 1319]. По его мнению, установление повестки дня сосредотачивается на трех категориях независимых (и взаимозависимых) переменных, которые взаимодействуют, создавая «окна возможностей» для различных политических «интерпренёров» (акторов). Данный процесс приобретает особое значение в период выборов. Использование новых интернет-технологий для формирования и продвижения повестки дня (в том числе ролики, новые медиа) отмечено в работах Д.В. Сосунова [7, с. 144]. Немаловажными оказались для исследования статьи о кластерном анализе потокового пространства [3, c. 156], использования Google Trends для изучения региональной политической повестки в России [6; 8] и на Украине [9].

Применение Google Trends для анализа партийных предпочтений было рассмотрено в работах Л. Калахоррано, М. Сейта [12, с. 28]. Также в исследовании использовались положения статьи И.А. Исаковой, А.П. Коротышева, которые рассматривают проблему постинга в российском сегменте Интернета и оценивают возможность использования Google Trends для корреляции запросов и постов в социальных сетях [5, с. 48].

 

Анализ президентских выборов на Украине в оптике Google Trends

Президентские выборы на Украине в 2019 г. стали важным событием и для российской политики, так как взаимоотношения с нашим ближайшим соседом за последние пять лет резко ухудшились. В этой связи к данным выборам было приковано огромное внимание. Используя сервис Google Trends, можно оценить, насколько сильным было это влияние.

По второму скриншоту видно, насколько выросла популярность В. Зеленского (успешные результаты первого тура, приглашение на участие в дебатах П. Порoшенко на стадионе Олимпийский). Возросла и активность Порошенко, но это, скорее, связано с тем, что в гонке осталось два кандидата, а не благодаря успешным действиям Президента Украины и его команды.

В первом туре скорее немного аномальными выглядят результаты поисковых запросов по Ю. Бойко. Это возможно связать с тем, что он имел достаточно большую поддержку на территории ДНР И ЛНР и в какой-то момент, благодаря СМИ получил статус «кремлёвского кандидата» после встречи Д. Медведева с В. Медведчуком.

В России тема выборов также нашла значительный отклик. По итогам анализа запросов можно выделить, что в России известность Зеленскому принёс в том числе сериал «Слуга народа», в котором он сыграл главную роль. Исходя из следующего графика (рис. 3), можно увидеть, насколько хорошо был интегрирован сериал в избирательную кампанию, как и он повлиял в том числе, на российских граждан.

Такой уровень интереса к В. Зеленскому подтверждается и в опросах ВЦИОМ [4] в начале апреля 2019 г. (31% опрошенных граждан РФ относятся к нему положительно).

По итогам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1. Google Trends является хорошим инструментом для анализа существующих и набирающих популярность трендов. Это позволяет корректировать те или иные действия, получая обратную связь в режиме реального времени. При этом не до конца раскрыт потенциал этого сервиса с точки зрения корреляции запросов и данных по голосованиям на выборах, что открывает простор для дальнейшей работы. Так, в географическом разрезе территории Украины можно выяснить, что как раз на западных территориях фамилия П. Порошенко была наиболее популярна, и там же за него и голосовали избиратели. В центральной и восточной части Украины популярнее всего по запросам был В. Зеленский и он же набрал здесь больше всего голосов.

2. Google Trends позволяет осуществлять корреляцию различных поисковых запросов и выявлять каузальные связи между ними (например, связка сериала «Слуга народа» и рост популярности В. Зеленского в России очевидны из приложенных скриншотов). Так, сериал, в котором к власти приходит обычный учитель истории, который становится популярным благодаря популизму и антивластной риторике, приобретает интерес и в России. А когда В. Зеленский уже в реальной жизни баллотируется на пост президента Украины, то начинает вызывать симпатии, так как его программа близка к интересам обычных людей, что нашло отклик в нашей стране.

3. Google Trends может быть использован как инструмент политического прогнозирования. На основе поисковой выдачи можно делать прогнозы относительно дальнейших трендов (например, чем объясняется рост популярности В. Зеленского на территории РФ, актуален ли такой тип политика для российской публичной политической практики, будет ли дальше востребован антиэлитный запрос и т.д.). Также стоит отметить запрос на «справедливость», который актуализировал В. Зеленский, а настроения о «равенстве возможностей» и справедливости очень сильны на территории нашей страны. Данный факт сближает, во многом, популистскую риторику России и Украины.

4. Также веб-приложения наподобие Google Trends можно применять в сравнительных исследованиях предвыборных ситуаций совершенно различных стран [1; 2], пытаясь не просто выявить корреляции, а некие общие закономерности поведения электората в той или иной ситуации (с поправкой, конечно, на специфику политической культуры). Google Trends может быть полезен при анализе основных причин, приводящих к равнодушию граждан по отношению к политическим проблемам, абсентеизму. При этом определенную перспективу имеет анализ популистской политической повестки дня в рамках так называемой теории игр [10; 11]. С одной стороны, политические темы все больше проникают в компьютерные игры и различного рода симуляторы, с другой стороны, сохраняется тренд «геймификации политики», когда сами политики практикуют различные манипулятивные приемы левого и правого популизма.

Список литературы

1. Алексеев Р.А. Избирательные кампании парламентских выборов (1993-2016 гг.) и особенности электорального поведения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2018. - № 3. - С. 195-206.

2. Алексеев Р., Абрамов А. Электоральный абсентеизм на президентских и парламентских выборах в России (избирательные кампании с 1993 по 2018 г.): причины, последствия, способы преодоления // Постсоветский материк. - 2018. - № 4 (18). - С. 43-57.

3. Аминов И.Р. Кластерный анализ потокового пространства региона //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2017. - №4. - С. 155-160.

4. Выборы президента Украины: итоги первого тура [Электронный ресурс]. ВЦИОМ [сайт].URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9638 (дата обращения 14.05.2019).

5. Исакова И.А., Коротышев А.П. Политический постинг в современном рунете: возможности и риски [Электронный ресурс] //Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4: [сайт]. URL: https://evestnik-mgou.ru/ru (дата обращения 12.05.2019).

6. Кисляков Е.А. Методология анализа современной политической повестки в Московской области: возможности Big Data //Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - № 1. - С. 69-75.

7. Сосунов Д.В. Формирование политической повестки дня современной России // Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. - 2018. - №1. - С. 143-146.

8. Федорченко С.Н. Big Data и методологические возможности ресурса Google Trends для политологического исследования //Журнал политических исследований. - 2018. - Т. 2. - № 4. - С. 48-55.

9. Федорченко С.Н. Украинские политические тренды: осмысление через методологию Google Trends и концептуальное наследие Г. Лебона // Постсоветские исследования. - 2019. - Т. 2. - № 2. - С. 990-998.

10. Федорченко С.Н. Политические технологии в компьютерных играх как новый формат информационного воздействия // Информационные войны. - 2018. - № 4 (48). - С. 85-97.

11. Федорченко С.Н. Computer Game Studies: новые горизонты для политической науки и практики //Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. - 2018. - №4. - С. 172-182.

12. Calahorrano L., Seithe M. Analysing Party Preferences Using Google Trends //CESifo Working Paper. - 2014. - №4631. P. 1-25.

13. Kingdon J. Agendas, Alternatives and Public Policies. Boston: Little Brown and Company, 1984. 240 p.

14. McCombs M.E., Shaw D.L. The agenda setting function of the mass media //The Public Opinion Quarterly, - 1972. - Vol. 36. - №2. P.176-187.

Войти или Создать
* Забыли пароль?