COOGLE TRENDS METHODOLOGICAL OPPORTUNITIES IN ANALYZING THE IMPACT OF THE 2019 UKRAINIAN PRESIDENTIAL ELECTIONS ON RUSSIA'S POLITICAL AGENDA
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article, the author conducted a study of the impact of the presidential elections in Ukraine in 2019. on the political agenda in Russia. With the help of Google, Trends were analyzed in the form of comments on election topics (comparison of requests for candidate requests for the territory of Ukraine, comparison of requests for the first and second types). The Google Toolkit allows you to identify and analyze events that can be used for various campaigns (for example, using the Servant Nation series to determine events in a campaign, etc. A comparable analysis of requests has been generated for the territory of the Russian Federation. In Google Trends to evaluate the use of and forecasting policies are used by Google trends. Google trends can be applied in comparative studies of various phenomena, trying not only to identify correlations, but also general patterns of behavior in this or that situation. Google trends can be useful for the main reasons: civil relations with political problems, absenteeism. Recognition of promising research should be carried out within the framework of the so-called game theory.

Keywords:
agenda, election, Google Trends, Big Data
Text
Publication text (PDF): Read Download

Проблема изучения политической повестки дня

Выборы являются одним из важнейших факторов, определяющих политическую повестку дня. Их результат способен кардиальным образом изменить политическую систему, баланс элит, институциональную среду. В этой связи к любой избирательной кампании приковано огромное внимание различных политических акторов, как внутренних, так и внешних. Особенно это касается выборов высших должностных лиц – глав государств.

В современной политической действительности такими важными для России событиями стали выборы Президента Украины в 2019 г. [4]. Поэтому ключевая цель работы – рассмотреть влияние данных выборов на политическую повестку дня в нашей стране. Основным методом исследования стал компаративистский анализ поисковых запросов с использованием Google Trends.

В своём исследовании автор опирался на работы Маккомбса и Шоу, которые активно исследовали термин «установление повестки дня» [14, c. 176]. Актуальными для статьи стали положения теории Дж. Кингдона о многопотоковой структуре политики [13, с. 1319]. По его мнению, установление повестки дня сосредотачивается на трех категориях независимых (и взаимозависимых) переменных, которые взаимодействуют, создавая «окна возможностей» для различных политических «интерпренёров» (акторов). Данный процесс приобретает особое значение в период выборов. Использование новых интернет-технологий для формирования и продвижения повестки дня (в том числе ролики, новые медиа) отмечено в работах Д.В. Сосунова [7, с. 144]. Немаловажными оказались для исследования статьи о кластерном анализе потокового пространства [3, c. 156], использования Google Trends для изучения региональной политической повестки в России [6; 8] и на Украине [9].

Применение Google Trends для анализа партийных предпочтений было рассмотрено в работах Л. Калахоррано, М. Сейта [12, с. 28]. Также в исследовании использовались положения статьи И.А. Исаковой, А.П. Коротышева, которые рассматривают проблему постинга в российском сегменте Интернета и оценивают возможность использования Google Trends для корреляции запросов и постов в социальных сетях [5, с. 48].

 

Анализ президентских выборов на Украине в оптике Google Trends

Президентские выборы на Украине в 2019 г. стали важным событием и для российской политики, так как взаимоотношения с нашим ближайшим соседом за последние пять лет резко ухудшились. В этой связи к данным выборам было приковано огромное внимание. Используя сервис Google Trends, можно оценить, насколько сильным было это влияние.

По второму скриншоту видно, насколько выросла популярность В. Зеленского (успешные результаты первого тура, приглашение на участие в дебатах П. Порoшенко на стадионе Олимпийский). Возросла и активность Порошенко, но это, скорее, связано с тем, что в гонке осталось два кандидата, а не благодаря успешным действиям Президента Украины и его команды.

В первом туре скорее немного аномальными выглядят результаты поисковых запросов по Ю. Бойко. Это возможно связать с тем, что он имел достаточно большую поддержку на территории ДНР И ЛНР и в какой-то момент, благодаря СМИ получил статус «кремлёвского кандидата» после встречи Д. Медведева с В. Медведчуком.

В России тема выборов также нашла значительный отклик. По итогам анализа запросов можно выделить, что в России известность Зеленскому принёс в том числе сериал «Слуга народа», в котором он сыграл главную роль. Исходя из следующего графика (рис. 3), можно увидеть, насколько хорошо был интегрирован сериал в избирательную кампанию, как и он повлиял в том числе, на российских граждан.

Такой уровень интереса к В. Зеленскому подтверждается и в опросах ВЦИОМ [4] в начале апреля 2019 г. (31% опрошенных граждан РФ относятся к нему положительно).

По итогам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1. Google Trends является хорошим инструментом для анализа существующих и набирающих популярность трендов. Это позволяет корректировать те или иные действия, получая обратную связь в режиме реального времени. При этом не до конца раскрыт потенциал этого сервиса с точки зрения корреляции запросов и данных по голосованиям на выборах, что открывает простор для дальнейшей работы. Так, в географическом разрезе территории Украины можно выяснить, что как раз на западных территориях фамилия П. Порошенко была наиболее популярна, и там же за него и голосовали избиратели. В центральной и восточной части Украины популярнее всего по запросам был В. Зеленский и он же набрал здесь больше всего голосов.

2. Google Trends позволяет осуществлять корреляцию различных поисковых запросов и выявлять каузальные связи между ними (например, связка сериала «Слуга народа» и рост популярности В. Зеленского в России очевидны из приложенных скриншотов). Так, сериал, в котором к власти приходит обычный учитель истории, который становится популярным благодаря популизму и антивластной риторике, приобретает интерес и в России. А когда В. Зеленский уже в реальной жизни баллотируется на пост президента Украины, то начинает вызывать симпатии, так как его программа близка к интересам обычных людей, что нашло отклик в нашей стране.

3. Google Trends может быть использован как инструмент политического прогнозирования. На основе поисковой выдачи можно делать прогнозы относительно дальнейших трендов (например, чем объясняется рост популярности В. Зеленского на территории РФ, актуален ли такой тип политика для российской публичной политической практики, будет ли дальше востребован антиэлитный запрос и т.д.). Также стоит отметить запрос на «справедливость», который актуализировал В. Зеленский, а настроения о «равенстве возможностей» и справедливости очень сильны на территории нашей страны. Данный факт сближает, во многом, популистскую риторику России и Украины.

4. Также веб-приложения наподобие Google Trends можно применять в сравнительных исследованиях предвыборных ситуаций совершенно различных стран [1; 2], пытаясь не просто выявить корреляции, а некие общие закономерности поведения электората в той или иной ситуации (с поправкой, конечно, на специфику политической культуры). Google Trends может быть полезен при анализе основных причин, приводящих к равнодушию граждан по отношению к политическим проблемам, абсентеизму. При этом определенную перспективу имеет анализ популистской политической повестки дня в рамках так называемой теории игр [10; 11]. С одной стороны, политические темы все больше проникают в компьютерные игры и различного рода симуляторы, с другой стороны, сохраняется тренд «геймификации политики», когда сами политики практикуют различные манипулятивные приемы левого и правого популизма.

References

1. Alekseev R.A. Izbiratel'nye kampanii parlamentskikh vyborov (1993-2016 gg.) i osobennosti elektoral'nogo povedeniya. [Election campaigns of parliamentary elections (1993-2016) and features of electoral behavior]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. [Bulletin of Moscow Region State University]. 2018, I. 3, pp. 195-206.

2. Alekseev R., Abramov A. Elektoral'nyy absenteizm na prezidentskikh i parlamentskikh vyborakh v Rossii (izbiratel'nye kampanii s 1993 po 2018 g.): prichiny, posledstviya, sposoby preodoleniya. [Electoral Absenteeism in the Presidential and Parliamentary Elections in Russia (election campaigns from 1993 to 2018): causes, consequences, ways of overcoming]. Postsovetskiy materik. [Post-soviet continent]. 2018, I. (18), pp. 43-57.

3. Aminov I.R. Klasternyy analiz potokovogo prostranstva regiona. [Cluster analysis of the stream space of the region]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki. [Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Politic Sciences]. 2017, I. 4, pp. 155-160.

4. Vybory prezidenta Ukrainy: itogi pervogo tura [Election of the President of Ukraine: the results of the first round]. Available: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9638 (Accessed: 14.05.2019).

5. Isakova I. A., Korotyshev A. P. Politicheskiy posting v sovremennom runete: vozmozhnosti i riski [Political posting in modern runet: opportunities and risks]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. [Bulletin of the Moscow Region State University] Available: https://evestnik-mgou.ru/ru (Accessed 12.05.2019).

6. Kislyakov E.A. Metodologiya analiza sovremennoy politicheskoy povestki v Moskovskoy oblasti: vozmozhnosti Big Data [Methodology for analyzing a modern political story in the Moscow region: Big Data Opportunities]. Zhurnal politicheskikh issledovaniy. [Journal of Politic Research]. 2019, V. 3, I. 1, pp. 69-75.

7. Sosunov D.V. Formirovanie politicheskoy povestki dnya sovremennoy Rossii [Formation of the political agenda of modern Russia]. Vestnik VGU. Seriya: Istoriya. Politologiya. Sotsiologiya. [Bulletin of VSU. Series: History. Political science. Sociology]. 2018, I. 1, pp. 143-146.

8. Fedorchenko S.N. Big Data i metodologicheskie vozmozhnosti resursa Google Trends dlya politologicheskogo issledovaniya. [Big Data and methodological capabilities of the Google Trends resource for political science research]. Zhurnal politicheskikh issledovaniy [Journal of Politic Research]. 2018, V. 2, I. 4, pp. 48-55.

9. Fedorchenko S.N. Ukrainskie politicheskie trendy: osmyslenie cherez metodologiyu Google Trends i kontseptual'noe nasledie G. Lebona [Ukrainian political trends: understanding through the methodology of Google Trends and the conceptual legacy of G. Lebon]. Postsovetskie issledovaniya. [Post-Soviet studies]. 2019, V. 2, I. 2, pp. 990-998.

10. Fedorchenko S.N. Politicheskie tekhnologii v komp'yuternykh igrakh kak novyy format informatsionnogo vozdeystviya. [Political technologies in computer games as a new format of information impact]. Informatsionnye voyny. [Information warfare]. 2018, I. 4 (48), pp. 85-97.

11. Fedorchenko S.N. Computer Game Studies: novye gorizonty dlya politicheskoy nauki i praktiki. [Computer Game Studies: New Horizons for Political Science and Practice]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki. [Omsk University Bulletin. Series: Historical Sciences]. 2018, I. 4, pp. 172-182.

12. Calahorrano L., Seithe M. Analysing Party Preferences Using Google Trends. CESifo Working Paper, 2014, I. 4631, pp. 1-25.

13. Kingdon J. Agendas, Alternatives and Public Policies. Boston, Little Brown and Company, 1984. 240 p.

14. McCombs M.E., Shaw D.L. The agenda setting function of the mass media, The Public Opinion Quarterly. 1972, V. 36, I. 2, pp.176-187.

Login or Create
* Forgot password?