Рецензия Агуреева С.А. на монографию Р.Н. Исмагиловой «Эфиопия: опыт федерализма» – М., Институт Африки РАН, 2018. – 544 с.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рецензия посвящена монографии известного российского историка-африканиста Р.Н. Исмагиловой, в которой анализируются особенности этнического федерализма в Эфиопии во многом определяющего современное развитие этой страны Северо-Восточной Африки. Автор связывает с понятием этнический федерализм современную политическую ситуацию в этой многоконфессиональной стране, где отнюдь не религиозные конфликты, а этнические противоречия порой приобретают особенно острый характер.

Ключевые слова:
Эфиопия, этнический федерализм, многоконфессиональное общество
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В недавно увидевшей свет монографии российского автора историка-африканиста Р.Н. Исмагиловой «Эфиопия: особенности федерализма» делается попытка дать комплексный анализ  этнополитическим и социальным процессам, происходящим в современной Эфиопии, а также выявить роль этнического федерализма в качестве одного из наиболее важных политических факторов, определяющих развитие этой африканской страны. Сегодня Эфиопия является единственной в мире страной,  в которой этничность  признана на государственном уровне, а противоречия между различными народностями носят очень острый характер, тогда как религиозные факторы играют куда меньшую роль. Актуальность этой темы, несомненно, состоит в ее относительной малоисследованности в отечественной историографии, т.к. в настоящее время практически не существует научных работ, в которых бы подробно рассматривались аспекты этничности и федерализма в Эфиопии на современном этапе. Однако в исторической ретроспективе, применительно к истории Эфиопии XIX в. вопрос этничности получил подробное отражение в фундаментальном исследовании Г.В. Цыпкина. [4]. О взаимоотношениях различных эфиопских народностей  в XIX в. можно судить и по воспоминаниям российских и европейских путешественников, побывавших в этой стране на рубеже XIX –XX вв. В этот период десятки россиян посетили Эфиопию в составе российской миссии Красного Креста и дипломатической миссии [1, 2]. Многое в жизни народов Эфиопии воспринималось россиянами  в излишне романтизированном виде, а сами представления о стране формировались под воздействием впечатлений от встречи с различными племенами. В целом был характерен для  воcприятия страны россиянами на рубеже XIX–XX вв. образ «Африканской Швейцарии». [1, с. 39–40].

Исследование Р.Н. Исмагиловой хорошо фундировано источниками и имеет четкую структуру, состоящую из 14 глав при общем объеме монографии в 544 страницы. Автор монографии начинает свое исследование с подробной исторической справки о стране, ее этнографическом многообразии, показывая широкую картину жизни народов, населяющих эфиопское нагорье. Во многом Р.Н. Исмагилова придерживается такой точки зрения, что населяющие Эфиопию народы  в отличие от народов других африканских стран не испытывали колониального гнета, что исторически сказалось на развитии этнического федерализма.

Вместе с тем, следует отметить, что Эфиопия изначально создавалась как многонациональное и многоконфессиональное государство, состоящее из разнородных частей, что способствовало развитию этничности в качестве наиболее важного компонента исторического развития. Не стоит забывать, что история Эфиопии как современного государства началась во II  половине XIX в. с созданием империи Менелика II. Именно в этот период были заложены основные черты политической централизации  страны, которые сохранялись вплоть до прихода к власти  в стране Менгисту Хайле Мариама. Сильной стороной исследования является и то обстоятельство, что автор предлагает интегративный научный подход к исследованию эфиопского этнического федерализма на стыке трех научных направлений – истории, политологии и этнографии, что заметно повышает ценность исследования. В русле подобного комплексного подхода автор анализирует особенности политической системы страны, современные политические кризисы, а также возможность их прогнозирования, что особенно важно в контексте современных противоречий, раздирающих современную Эфиопию.  

Говоря об этничности как о многоплановом явлении, автор подразумевает, что формирование этнического фактора зависит от множества условий – особенностей национального уклада, религиозного фактора,  осознания принадлежности к той или иной нации, менталитета, особенностями самосознания в определенные периоды истории. Для создания эфиопской нации понадобилось несколько веков исторического развития, однако и сегодня  некоторые из населяющих страну племен лишь формально признают власть центрального правительства и во многом сохраняют первобытнообщинный уклад. В этом смысле общеэфиопская идентичность, по мнению Р.Н. Исмагиловой, оказалась гораздо менее важной по сравнению с понятием этничность. Во второй части своего исследования автор рассматривает проблему федерализма, делая акцент на его специфике. Это подтверждается следующим фактом – в современной Эфиопии отсутствует такое понятие, как общеэфиопская идентичность, т.к. в Конституции страны даже не сформулировано подобное понятие [3, с. 521]. При этом подобная идентичность во многом не сформирована и в других африканских странах, однако именно в Эфиопии этот фактор играет наибольшую роль. Отчасти это можно объяснить искусственностью границ эфиопской империи, оформившейся  в результате завоевательных походов Менелика II; также существенное влияние оказали смешанные браки. Продолжительный исторический период эфиопская империя существовала в условиях, когда окрестные племена лишь номинально признавали над собой центральную власть императора. Заметную роль в формировании эфиопского федерализма сыграло и то обстоятельство, что это государство дольше других стран Африки сохраняло монархическую форму правления, однако политическая власть над провинциями долгое время оставалась номинальной. В этом смысле   объединенные в единое государство племена, как показывает автор, были склонны вступать не только во внутриклановые, но и в межэтнические конфликты, что было характерно для данного общества. Религиозные же противоречия между христианами и мусульманами при этом отходили на второй план. Этому аспекту политической истории страны следовало бы уделить несколько большее внимание.

Говоря о развитии этнического федерализма, как основного фактора политической жизни,  автор отмечает, что: «Прошло более 26 лет со времени введения в стране системы этнического федерализма. Поэтому важно проанализировать достоинства и недостатки системы, национальную политику, причины сложных межэтнических отношений, социально-экономические и политические причины конфликтов, приведших к массовым протестным движениям в 2015–2017 гг., традиционные институты и механизмы разрешения и предотвращения конфликтов» [3, с. 13], в этом смысле этнический федерализм опирается не столько на традицию, сколько является следствием политических и этнических процессов последних десятилетий. Внутренняя ситуация второй половины XX  в. в Эфиопии, как правильно указывает Р.Н. Исмагилова, определялась этническим многообразием вследствие смешанных браков.

Не меньшую роль в эфиопском обществе на протяжении всего его исторического развития играли традиционные механизмы, в том числе общинные нормы и правила, также являющиеся этническим компонентом, и даже с принятием единой Конституции страны влияние этих правовых механизмов оказалось очень устойчивым. Именно эти особенности оказали решающее влияние на понимание этнического федерализма как своего рода значимого политического фактора в современной Эфиопии. В целом монография Р.Н. Исмагиловой крайне полезна не только для историков и политологов, но также этнологов и широкого круга читателей, интересующихся проблемами данного региона. В целом следует согласиться и с большинством выводов исследователя, особенно о роли этничности в развитии эфиопского федерализма. Понятие федерализм также рассмотрено автором монографии наиболее комплексно. На мой же взгляд, рецензируемое исследование отвечает на особенно важные вопросы – о сущности эфиопского федерализма и проблемы этничности, особенностях традиционного уклада и их применении в современной политической системе. При  всей широте формулировки темы, автор справился с поставленными задачами и представил комплексное исследование по практически неосвещенной в отечественной историографии проблематике. Монографию Р.Н. Исмагиловой также можно рекомендовать в качестве учебного пособия и использовать  в преподавании университетских курсов по истории африканских стран.

Таким образом, следует отметить, что рецензируемая монография является полностью логичным и законченным исследованием, как вопросов этнического федерализма, так и  самой политической системы современной Эфиопии.

Список литературы

1. Агуреев С.А. Восприятие Эфиопии в российском общественном сознании на рубеже XIX-XX вв.// Российская история. – 2009. – № 2. – С. 36–42.

2. Агуреев С.А. Деятельность Российского Общества Красного креста в Эфиопии в 1896-1897 гг. и российская общественность//Восток: Афро-азиатские общества: история и современность. – 2008. – № 6. – С. 57–64.

3. Исмагилова Р.Н. «Эфиопия: опыт федерализма» - М., Институт Африки РАН, 2018. – 544 с.

4. Цыпкин Г.В. Эфиопия от раздробленности к политической централизации (вторая половина XIX- начало XX в). – М., Наука, 1980. – 309 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?