REVIEW OF AGUREEV S. A. ON THE MONOGRAPH OF R.N. ISMAGYLOVS "ETHIOPIA: THE EXPERIENCE OF FEDERALISM", MOSCOW, INSTITUTE FOR AFRICAN STUDIES, 2018. 544 P.
Abstract and keywords
Abstract (English):
The review is devoted to the monograph of the famous Russian African historian R.N. Ismagilova which analyzes the features of ethnic federalism in Ethiopia largely determines the modern development of this country in North-East Africa. The author connects with the concept of ethnic federalism the current political situation in this multi-confessional country, where not religious conflicts, but ethnic contradictions sometimes acquire a particularly acute character.

Keywords:
Ethiopia, ethnic federalism, multi-religious society
Text
Publication text (PDF): Read Download

В недавно увидевшей свет монографии российского автора историка-африканиста Р.Н. Исмагиловой «Эфиопия: особенности федерализма» делается попытка дать комплексный анализ  этнополитическим и социальным процессам, происходящим в современной Эфиопии, а также выявить роль этнического федерализма в качестве одного из наиболее важных политических факторов, определяющих развитие этой африканской страны. Сегодня Эфиопия является единственной в мире страной,  в которой этничность  признана на государственном уровне, а противоречия между различными народностями носят очень острый характер, тогда как религиозные факторы играют куда меньшую роль. Актуальность этой темы, несомненно, состоит в ее относительной малоисследованности в отечественной историографии, т.к. в настоящее время практически не существует научных работ, в которых бы подробно рассматривались аспекты этничности и федерализма в Эфиопии на современном этапе. Однако в исторической ретроспективе, применительно к истории Эфиопии XIX в. вопрос этничности получил подробное отражение в фундаментальном исследовании Г.В. Цыпкина. [4]. О взаимоотношениях различных эфиопских народностей  в XIX в. можно судить и по воспоминаниям российских и европейских путешественников, побывавших в этой стране на рубеже XIX –XX вв. В этот период десятки россиян посетили Эфиопию в составе российской миссии Красного Креста и дипломатической миссии [1, 2]. Многое в жизни народов Эфиопии воспринималось россиянами  в излишне романтизированном виде, а сами представления о стране формировались под воздействием впечатлений от встречи с различными племенами. В целом был характерен для  воcприятия страны россиянами на рубеже XIX–XX вв. образ «Африканской Швейцарии». [1, с. 39–40].

Исследование Р.Н. Исмагиловой хорошо фундировано источниками и имеет четкую структуру, состоящую из 14 глав при общем объеме монографии в 544 страницы. Автор монографии начинает свое исследование с подробной исторической справки о стране, ее этнографическом многообразии, показывая широкую картину жизни народов, населяющих эфиопское нагорье. Во многом Р.Н. Исмагилова придерживается такой точки зрения, что населяющие Эфиопию народы  в отличие от народов других африканских стран не испытывали колониального гнета, что исторически сказалось на развитии этнического федерализма.

Вместе с тем, следует отметить, что Эфиопия изначально создавалась как многонациональное и многоконфессиональное государство, состоящее из разнородных частей, что способствовало развитию этничности в качестве наиболее важного компонента исторического развития. Не стоит забывать, что история Эфиопии как современного государства началась во II  половине XIX в. с созданием империи Менелика II. Именно в этот период были заложены основные черты политической централизации  страны, которые сохранялись вплоть до прихода к власти  в стране Менгисту Хайле Мариама. Сильной стороной исследования является и то обстоятельство, что автор предлагает интегративный научный подход к исследованию эфиопского этнического федерализма на стыке трех научных направлений – истории, политологии и этнографии, что заметно повышает ценность исследования. В русле подобного комплексного подхода автор анализирует особенности политической системы страны, современные политические кризисы, а также возможность их прогнозирования, что особенно важно в контексте современных противоречий, раздирающих современную Эфиопию.  

Говоря об этничности как о многоплановом явлении, автор подразумевает, что формирование этнического фактора зависит от множества условий – особенностей национального уклада, религиозного фактора,  осознания принадлежности к той или иной нации, менталитета, особенностями самосознания в определенные периоды истории. Для создания эфиопской нации понадобилось несколько веков исторического развития, однако и сегодня  некоторые из населяющих страну племен лишь формально признают власть центрального правительства и во многом сохраняют первобытнообщинный уклад. В этом смысле общеэфиопская идентичность, по мнению Р.Н. Исмагиловой, оказалась гораздо менее важной по сравнению с понятием этничность. Во второй части своего исследования автор рассматривает проблему федерализма, делая акцент на его специфике. Это подтверждается следующим фактом – в современной Эфиопии отсутствует такое понятие, как общеэфиопская идентичность, т.к. в Конституции страны даже не сформулировано подобное понятие [3, с. 521]. При этом подобная идентичность во многом не сформирована и в других африканских странах, однако именно в Эфиопии этот фактор играет наибольшую роль. Отчасти это можно объяснить искусственностью границ эфиопской империи, оформившейся  в результате завоевательных походов Менелика II; также существенное влияние оказали смешанные браки. Продолжительный исторический период эфиопская империя существовала в условиях, когда окрестные племена лишь номинально признавали над собой центральную власть императора. Заметную роль в формировании эфиопского федерализма сыграло и то обстоятельство, что это государство дольше других стран Африки сохраняло монархическую форму правления, однако политическая власть над провинциями долгое время оставалась номинальной. В этом смысле   объединенные в единое государство племена, как показывает автор, были склонны вступать не только во внутриклановые, но и в межэтнические конфликты, что было характерно для данного общества. Религиозные же противоречия между христианами и мусульманами при этом отходили на второй план. Этому аспекту политической истории страны следовало бы уделить несколько большее внимание.

Говоря о развитии этнического федерализма, как основного фактора политической жизни,  автор отмечает, что: «Прошло более 26 лет со времени введения в стране системы этнического федерализма. Поэтому важно проанализировать достоинства и недостатки системы, национальную политику, причины сложных межэтнических отношений, социально-экономические и политические причины конфликтов, приведших к массовым протестным движениям в 2015–2017 гг., традиционные институты и механизмы разрешения и предотвращения конфликтов» [3, с. 13], в этом смысле этнический федерализм опирается не столько на традицию, сколько является следствием политических и этнических процессов последних десятилетий. Внутренняя ситуация второй половины XX  в. в Эфиопии, как правильно указывает Р.Н. Исмагилова, определялась этническим многообразием вследствие смешанных браков.

Не меньшую роль в эфиопском обществе на протяжении всего его исторического развития играли традиционные механизмы, в том числе общинные нормы и правила, также являющиеся этническим компонентом, и даже с принятием единой Конституции страны влияние этих правовых механизмов оказалось очень устойчивым. Именно эти особенности оказали решающее влияние на понимание этнического федерализма как своего рода значимого политического фактора в современной Эфиопии. В целом монография Р.Н. Исмагиловой крайне полезна не только для историков и политологов, но также этнологов и широкого круга читателей, интересующихся проблемами данного региона. В целом следует согласиться и с большинством выводов исследователя, особенно о роли этничности в развитии эфиопского федерализма. Понятие федерализм также рассмотрено автором монографии наиболее комплексно. На мой же взгляд, рецензируемое исследование отвечает на особенно важные вопросы – о сущности эфиопского федерализма и проблемы этничности, особенностях традиционного уклада и их применении в современной политической системе. При  всей широте формулировки темы, автор справился с поставленными задачами и представил комплексное исследование по практически неосвещенной в отечественной историографии проблематике. Монографию Р.Н. Исмагиловой также можно рекомендовать в качестве учебного пособия и использовать  в преподавании университетских курсов по истории африканских стран.

Таким образом, следует отметить, что рецензируемая монография является полностью логичным и законченным исследованием, как вопросов этнического федерализма, так и  самой политической системы современной Эфиопии.

References

1. Agureev S.A. Vospriyatie Efiopii v rossiyskom obschestvennom soznanii na rubezhe XIX-XX vv.// Rossiyskaya istoriya. - 2009. - № 2. - S. 36-42.

2. Agureev S.A. Deyatel'nost' Rossiyskogo Obschestva Krasnogo kresta v Efiopii v 1896-1897 gg. i rossiyskaya obschestvennost'//Vostok: Afro-aziatskie obschestva: istoriya i sovremennost'. - 2008. - № 6. - S. 57-64.

3. Ismagilova R.N. «Efiopiya: opyt federalizma» - M., Institut Afriki RAN, 2018. - 544 s.

4. Cypkin G.V. Efiopiya ot razdroblennosti k politicheskoy centralizacii (vtoraya polovina XIX- nachalo XX v). - M., Nauka, 1980. - 309 s.

Login or Create
* Forgot password?