Белгород, Белгородская область, Россия
Белгород, Белгородская область, Россия
В статье рассматриваются тенденции развития технологии оценивания учебных достижений учащихся в отечественной педагогике в исторической ретроспективе с XV до начала XXI в. Анализируются взгляды отечественных педагогов на проблемы оценивания учебных достижений школьников.
педагогическая оценка, отметка, содержательная оценка, учебные достижения учащихся, образовательные результаты, особенности оценки по ФГОС НОО.
Окончание. Начало № 2. — 2014.
ОЦЕНОЧНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В конце XX — начале XXI в. оценка знаний в начальной школе осуществляется на основе Методического письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 № 156 1/14–15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», которое разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе и реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения [5].
В Методическом письме охарактеризованы функции, виды контроля, его формы и методы, а также определяются параметры оценочной деятельности учителя и требования к оцениванию результатов учебной деятельности. Подчеркивается, что необходимо отказаться от выставления отметок учащимся первого класса в течение всего года. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания, так как в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке [5, с. 19].
Методическим письмом вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы: аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление и др. Эта отметка ставится как дополнительная и в журнал не вносится. Специальный раздел Методического письма посвящен особенностям контроля и оценки по четырем учебным предметам: русский язык, чтение и читательская деятельность, математика, окружающий мир (естествознание и обществознание). К сожалению, критериев оценки достижений учащихся по изобразительному искусству, технологии, музыке, физической культуре нет, что усложняет работу учителя начальных классов и процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы.
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. - 544 с.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
3. Архив К.Д. Ушинского. - В 4 т. - Т. 2 / сост. В.Я. Струминский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 464 с.
4. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М., 1970. - 225 с.
5. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе: Методическое письмо от 19.11.98. № 156 1/14-15. Министерство образования Российской Федерации // Начальная школа. - 1999. - № 4. - С. 10-23.
6. Королёв Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 508 с.
7. Костылев Ф.В. Учить по-новому: нужны ли оценки-баллы. Книга для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 104 с.
8. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-метод. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 56 с.
9. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / сост. Т.С. Буторина. - М.: Педагогика, 1991. - 344 с.
10. Москаленко К.Л. Как должен строиться урок? // Народное образование. - 1959. - № 10. - С. 64-71.
11. Народное образование в России: общеобразовательная школа // сборник документов 1917-1973 гг. - М.: Педагогика, 1974. - 560 с.
12. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. - В 2 ч. - Ч. 1 / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с.
13. Сборник нормативных документов: начальная школа / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. - 63 с.
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1988. - 272 с.
15. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Л.Н. Толстой. Педагогические сочинения /сост. Н.В. Вейкшан. - М.: Педагогика, 1989. - 544 с.
16. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка. - М.: Педагогика, 1979. - 134 с.
17. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. - В 2 т. - Т. 1 / С.Т. Шацкий; сост. Л.Н. Скаткин и др. - М.: Педагогика, 1980. - 304 с.