В статье анализируются проблемы изучения управленческих отношений руководителей компаний в условиях перехода фирм к цифровой трансформации, рассматривается использование визуальных моделей как инструментов, снижающих уровень дестабилизации деловых организаций, приводятся примеры изучения компаний с точки зрения возможного применения социологических методик нового поколения. Особенно важно в статье сочетание гуманитарных и экономических методов исследований и консалт-разработок, а также комплексный консалт-подход в формате цифровых визуализированных моделей. В статье публикуются также таблицы изучения рыночных отношений на примере отдела информационных технологий в двуединых четырех вариантах, необходимые, прежде всего, для службы маркетинга. По существу, в исследованиях и консалт-разработках представлены в триединстве актуальность проблематики, научная новизна и практическая значимость. Актуальность исследований и консалт-разработок определяется необходимостью погружения руководителей и, прежде всего, топ-менеджеров, в создающуюся систему цифровой переориентации всей управленческой деятельности. Это означает вовлечение персонала деловой организации в такие организационные эксперименты, которые становятся основными конструктами в цифровой трансформации и которые предполагают обучение и переобучение работников, прежде всего, на рабочих местах. Научная новизна исследований и консалт-разработок в предлагаемой статье заключается в использовании транс-цифрового авторского подхода в визуальном конструировании наглядных моделей, позволяющих уплотнять информацию, что крайне необходимо в рабочих контактах с Генеральным директором и в обучении топ-менеджеров. Обучение топ-менеджеров в условиях лимита времени осуществляется в заполнении бланковых опросных листов и конструировании визуальных моделей в анализе управленческих ситуаций. Анкетные методики в данном случае непригодны. Они характерны для традиционной социологии управления, которая ориентирована на массовые опросы. Но они непригодны для изучения менеджерского потенциала в фирмах. Цифровые методы быстрого получения информации в консалт- исследованиях и консалт-разработках в звеньях организации управления оказались принципиально новый — авторской позицией. Практическая ценность. В новых условиях цифровой переориентации управления возникает необходимость максимальной включенности и вовлеченности подразделений в отработке обратных связей через доминанты рыночных отношений. Быстрое получение изменяющейся информации, ее оценка и переоценка рыночных ситуаций, особенности конкурентной среды и поведения клиентов предполагает «сжатость» времени. Это означает организовывать персонала таким образом, чтобы можно было опережать события, что требует самостоятельности работников. А это ведет к изменениям организационных структур управления, к их преобразованию в «плоские» структуры управления, а также к взаимосвязанности всех работников подразделений. Только при таких изменениях работники будут постоянно погружены в практику.
социология цифрового управления, модели цифровой трансформации, экспресс-опросы, консалт-разработки, управленческие ценности руководителей, трансформативные риски, валидность исследований и консалт-разработок, техно-человеческий ресурс.
1. U R L : h t t p s : / / p r o f i o k . с o m / n e w s / d e t a i l .php?ID=6252#хzz5WznJzZzh (дата обращения: 26.01.2019).
2. Thournal of Digital Humanities [Электронный ресурс]. URL: http://Journal ofdigitalHumanities.org/about (дата обращения: 06. 02. 2019).
3. The Cambridge Digital Humanities Network [Электронный ресурс]. - URL: www.digitalhumanities.cam.ac.uk (дата обращения: 08.02.2019).
4. Гуманитарные науки в эпоху цифровых технологий: от отраслевой информатики к digital humanities // Открытое и дистанционное образование. - 2013. - № 3. - С. 22-23.
5. Бородкин Л.И. Сетевые структуры гуманитарной информатики: технологии e-humanities // Гуманитарная информатика: Сб. статей. - Томск, 2009. - № 5. - С. 23-22.
6. Журавлёва Е.Ю. Современные модели развития гуманитарных наук в цифровой среде // Вопросы философии. - 2011. - № 5. - С. 149-154.
7. Журавлева Е.Ю. К типологии методов интернет-исследования // Вопросы философии. - 2012. - № 2. - С. 113-123.
8. Красовский Ю.Д. Управленческие ценности руководителя // Знание. Понимание. Умения. - 2012. - № 2. - С. 149-154.
9. Корсакова М.М. Менеджер трансформации: Полное практическое руководство по диагностике и развитию компаний. - М.: АСТ, 2019. - 223 с.