О НОМЕРЕ «BIG DATA В ПОЛИТИЧЕСКОМ УНИВЕРСУМЕ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Тематический номер «Big Data в политическом универсуме» получился довольно насыщенным, отражающим современные тенденции в исследованиях, посвященных значению больших данных в политическом сегменте. Примечательно, что авторы придерживаются совершенно разных оценок по поводу сегодняшней роли и будущего этого феномена. Однако статьи номера приобретают композиционную соразмерность не только из-за того, что в совокупности затрагивают общую проблематику больших данных в политическом процессе, но и по той причине, что вместе формируют определенную симфонию самых различных уровней знания – теоретического, методологического, эмпирического и аналитического. Научные статьи тематического номера объединяются несколькими признаками. Во-первых, авторы сделали довольно глубокий анализ существующих концептов и политологических категорий (терминологический анализ). Во-вторых, во всех научных работах имеются элементы самой разной методологии (от сравнительного анализа и Case Study до методологических оптик Google Trends). В-третьих, авторы (кто-то в меньшем, кто-то в большем объеме) уделяют внимание и отсылкам к эмпирическим массивам данных, которые исследуют и осмысливают. Наконец, в-четвертых, в каждой статье номера присутствует серьезная доля аналитической информации, когда авторы аргументируют собственные тезисы, предлагают свои выводы и интерпретации полученных результатов. Номер ориентирован на специалистов в области политических коммуникаций и прикладной политологии.

Ключевые слова:
Big Data, социальные сети, политическая повестка, политический процесс, выборы, блокчейн, политическая коммуникация, Google Trends, массовое сознание, политический универсум.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

 

«Журнал политических исследований» предлагает читателям свой первый тематический номер «Big Data в политическом универсуме». Проблематика была выбрана по причине своей высокой актуальности, а также из-за того, что данная тема весьма органично сочетает в себе аспекты терминологии, теории, методологии и эмпирических замеров. Big Data – это целый сегмент, который в настоящий момент окутан мифологией и откровенными фейками. Разобраться в этой проблеме, отделить вымысел от истинной роли и значения больших данных в политическом универсуме – задача настоящего тематического номера.

Большие данные уже заняли прочное место в аналитических оптиках маркетинговых исследований, торговли, банковского дела и медицины. Также они постепенно завоевывают популярность и в политической сфере. На первом этапе научно-техническая революция привела к созданию компьютеров и разрастанию социальных медиа, особенно социальных сетей и так называемой блогосферы. На втором этапе корпоративные акторы приложили немало усилий для того, чтобы «погрузить» в социальные сети и другие арены гражданской коммуникации большое количество интернет-пользователей. Конечно, не стоит игнорировать и факт интереса самих граждан к сетевым коммуникациям, которые обладали для них серьезной привлекательностью хотя бы по причине своей простоты и доступности, экстерриториальности, быстроты распространения информации. Переход Интернета от поколения Web 1.0 к поколению Web 2.0 способствовал скачкообразному росту непрофессионального пользовательского контента. Поэтому на третьем этапе стало возможно говорить о феномене Big Data. Действительно, рост огромных массивов данных поставил вопрос об их: а) грамотном извлечении и б) качественном анализе. Когда частью коммерческих компаний были решены и эти проблемы, они приблизились к третьей проблеме – в) использованию выявленных закономерностей в поведении интернет-пользователей для собственных целей.

После своеобразной методологической революции (перехода от социально-демографических оптик к психометрическим) в коммерческом сегменте, подобного рода процессы проникли и в политический универсум. Аналитикой больших данных стали интересоваться самые разные политические акторы – партии, политические лидеры, правительства и т.п.

С.В. Володенков, д-р полит. наук, доцент, профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, в своей статье «Big Data как инструмент воздействия на современный политический процесс: особенности, потенциал и акторы» резонно отмечает, что «использование цифровых Big Data позволяет сегодня не только проводить соответствующие исследования электоральных аудиторий и с весьма высокой точностью описывать особенности моделей их ожиданий, представлений и реакций, но и активно применять имеющиеся данные для формирования коммуникационных стратегий и механик, учитывающих данные особенности» [2]. Автор приходит к важному выводу, согласно которому цифровые массивы пользовательских данных могут активно использоваться для воздействия на разнообразные аспекты жизнедеятельности в социально-политической сфере как индивидов, так и групп людей, делящихся соответствующими специалистами по различным признакам.

Мало того, С.В. Володенков выдвигает следующий неутешительный тезис – попытки вмешательства в политические процессы независимых стран трансформируются в своего рода Data Wars за чужую и свою информацию.  

В качестве разновидности больших данных могут использоваться и так называемые политические хэштеги. Это показано на примерах канд. полит. наук, доцентом, главным редактором «Журнала политических исследований» С.Н. Федорченко в его статье «Хэштеги в формировании политической повестки и методологический потенциал Big Data». В работе особо подчеркивается, что «…политическое хэштегирование в условиях цифровизации современного общества становится стратегическим инструментом по конструированию и распространению политических хэштегов, ориентированных на управление политическим дискурсом целевой аудитории через новые медиа». Приведенные кейсы применения политических хэштегов в Великобритании, Франции, США и Саудовской Аравии отчасти доказывают это предположение.

Параллельно благодаря методологии анализа больших данных через ресурс Google Trends были проверены и подтверждены результаты политологического исследования С. Джеффереса из Школы изучения правительства и общества Бирмингемского университета. Однако данные методологические инструменты имеют и свои недостатки. Поэтому в статье аспиранта кафедры политологии и права Московского государственного областного университета Е.А. Кислякова «Методология анализа современной политической повестки в Московской области: возможности Big Data» даются механизмы по совершенствованию практики методологии Google Trends.

Доценту кафедры международных отношений и политологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, канд. ист. наук Д.С. Жукову, рассмотревшего в статье «Проблемы и возможности больших данных для изучения самоорганизованной критичности в социальных медиа» методологические, инструментальные и организационные элементы, порожденные применением теории самоорганизованной критичности (СОК), удалось для понимания природы больших данных в социальных медиа на примере кейсов импичмента Дилмы Русеф и политической ситуации в Армении в 2018 г. показать, что так называемый «розовый шум» отчетливо обнаруживается в активности протестных сетевых кластеров (связанных групп в социальных медиа) накануне и во время информационных лавин и насильственных уличных акций [3].

Алексеев Р.А., канд. полит. наук, доцент кафедры политологии и права Московского государственного областного университета в своей работе «Проблемы становления российской демократии и роль в этом процессе избирательной системы, технологий Big Data и блокчейн» [1] приходит к другому выводу, отмечая, что благодаря оптикам больших данных и блокчейн можно развивать подлинное народовластие в России.

Примечательно, что сотрудник Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП) С.А. Байков в работе «Технология Big Data в российской политике: эволюция или угроза национальной безопасности?», наоборот, скептически оценивает применение методологических оптик в современной России. Пока его анализ показал, что эффективное и качественное использование больших данных в политических целях возможно лишь в некоторых регионах страны, например, в Москве и Санкт-Петербурге.

В то же время научный сотрудник Института стран СНГ С.В. Сакулин в статье «Big Data или алгоритм победы на выборах» придерживается мнения, согласно которому на сегодняшний день в России отсутствует не только система Political Big Data, но и профессионалы, способные разработать соответствующие алгоритмы и программные обеспечения.

Кроме того, в номере есть работа К.П. Курылева и Р.М. Курбанова «Понятие "международный терроризм" согласно конструктивистской школе международных отношений» [4], а также статья А.В. Матюхина, посвященная концепции гражданского общества Б.Н. Чичерина [5].

Таким образом, тематический номер «Big Data в политическом универсуме» получился довольно насыщенным, отражающим современные тенденции в исследованиях, посвященных роли больших данных в политическом сегменте. Авторы придерживаются самых разных оценок по поводу функционала и будущего данного явления. Показательно, что в совокупности статьи номера приобретают композиционную соразмерность не только из-за того, что затрагивают общую проблематику больших данных в политическом процессе, но и по той причине, что вместе формируют определенную симфонию самых различных уровней знания – теоретического, методологического, эмпирического и аналитического.

То есть в работах – где-то больше, где-то меньше – есть, во-первых, глубокий анализ существующих концептов и политологических категорий (терминологический анализ), во-вторых, во всех научных статьях имеются элементы самой разной методологии (от сравнительного анализа и Case Study до методологических оптик Google Trends), в-третьих, авторы (кто-то в меньшем, кто-то в большем объеме) уделяют внимание и отсылкам к эмпирическим массивам данных, которые исследуют и осмысливают, наконец, в-четвертых, в каждой из статей присутствует серьезная доля аналитической информации, когда авторы аргументируют собственные тезисы, предлагают свои выводы и интерпретации полученных результатов.

Список литературы

1. Алексеев Р.А. Проблемы становления российской демократии и роль в этом процессе избирательной системы, технологий Big Data и блокчейн //Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - №1.

2. Володенков С.В. Big Data как инструмент воздействия на современный политический процесс: особенности, потенциал и акторы //Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - №1.

3. Жуков Д.С. Проблемы и возможности больших данных для изучения самоорганизованной критичности в социальных медиа //Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - №1.

4. Курылев К.П., Курбанов Р.М. Понятие «международный терроризм» согласно конструктивистской школе международных отношений //Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - №1.

5. Матюхин А.В. Концепция гражданского общества Б.Н. Чичерина //Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - №1.

Войти или Создать
* Забыли пароль?