г. Москва и Московская область, Россия
Тематический номер «Big Data в политическом универсуме» получился довольно насыщенным, отражающим современные тенденции в исследованиях, посвященных значению больших данных в политическом сегменте. Примечательно, что авторы придерживаются совершенно разных оценок по поводу сегодняшней роли и будущего этого феномена. Однако статьи номера приобретают композиционную соразмерность не только из-за того, что в совокупности затрагивают общую проблематику больших данных в политическом процессе, но и по той причине, что вместе формируют определенную симфонию самых различных уровней знания – теоретического, методологического, эмпирического и аналитического. Научные статьи тематического номера объединяются несколькими признаками. Во-первых, авторы сделали довольно глубокий анализ существующих концептов и политологических категорий (терминологический анализ). Во-вторых, во всех научных работах имеются элементы самой разной методологии (от сравнительного анализа и Case Study до методологических оптик Google Trends). В-третьих, авторы (кто-то в меньшем, кто-то в большем объеме) уделяют внимание и отсылкам к эмпирическим массивам данных, которые исследуют и осмысливают. Наконец, в-четвертых, в каждой статье номера присутствует серьезная доля аналитической информации, когда авторы аргументируют собственные тезисы, предлагают свои выводы и интерпретации полученных результатов. Номер ориентирован на специалистов в области политических коммуникаций и прикладной политологии.
Big Data, социальные сети, политическая повестка, политический процесс, выборы, блокчейн, политическая коммуникация, Google Trends, массовое сознание, политический универсум.
«Журнал политических исследований» предлагает читателям свой первый тематический номер «Big Data в политическом универсуме». Проблематика была выбрана по причине своей высокой актуальности, а также из-за того, что данная тема весьма органично сочетает в себе аспекты терминологии, теории, методологии и эмпирических замеров. Big Data – это целый сегмент, который в настоящий момент окутан мифологией и откровенными фейками. Разобраться в этой проблеме, отделить вымысел от истинной роли и значения больших данных в политическом универсуме – задача настоящего тематического номера.
Большие данные уже заняли прочное место в аналитических оптиках маркетинговых исследований, торговли, банковского дела и медицины. Также они постепенно завоевывают популярность и в политической сфере. На первом этапе научно-техническая революция привела к созданию компьютеров и разрастанию социальных медиа, особенно социальных сетей и так называемой блогосферы. На втором этапе корпоративные акторы приложили немало усилий для того, чтобы «погрузить» в социальные сети и другие арены гражданской коммуникации большое количество интернет-пользователей. Конечно, не стоит игнорировать и факт интереса самих граждан к сетевым коммуникациям, которые обладали для них серьезной привлекательностью хотя бы по причине своей простоты и доступности, экстерриториальности, быстроты распространения информации. Переход Интернета от поколения Web 1.0 к поколению Web 2.0 способствовал скачкообразному росту непрофессионального пользовательского контента. Поэтому на третьем этапе стало возможно говорить о феномене Big Data. Действительно, рост огромных массивов данных поставил вопрос об их: а) грамотном извлечении и б) качественном анализе. Когда частью коммерческих компаний были решены и эти проблемы, они приблизились к третьей проблеме – в) использованию выявленных закономерностей в поведении интернет-пользователей для собственных целей.
После своеобразной методологической революции (перехода от социально-демографических оптик к психометрическим) в коммерческом сегменте, подобного рода процессы проникли и в политический универсум. Аналитикой больших данных стали интересоваться самые разные политические акторы – партии, политические лидеры, правительства и т.п.
С.В. Володенков, д-р полит. наук, доцент, профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, в своей статье «Big Data как инструмент воздействия на современный политический процесс: особенности, потенциал и акторы» резонно отмечает, что «использование цифровых Big Data позволяет сегодня не только проводить соответствующие исследования электоральных аудиторий и с весьма высокой точностью описывать особенности моделей их ожиданий, представлений и реакций, но и активно применять имеющиеся данные для формирования коммуникационных стратегий и механик, учитывающих данные особенности» [2]. Автор приходит к важному выводу, согласно которому цифровые массивы пользовательских данных могут активно использоваться для воздействия на разнообразные аспекты жизнедеятельности в социально-политической сфере как индивидов, так и групп людей, делящихся соответствующими специалистами по различным признакам.
Мало того, С.В. Володенков выдвигает следующий неутешительный тезис – попытки вмешательства в политические процессы независимых стран трансформируются в своего рода Data Wars за чужую и свою информацию.
В качестве разновидности больших данных могут использоваться и так называемые политические хэштеги. Это показано на примерах канд. полит. наук, доцентом, главным редактором «Журнала политических исследований» С.Н. Федорченко в его статье «Хэштеги в формировании политической повестки и методологический потенциал Big Data». В работе особо подчеркивается, что «…политическое хэштегирование в условиях цифровизации современного общества становится стратегическим инструментом по конструированию и распространению политических хэштегов, ориентированных на управление политическим дискурсом целевой аудитории через новые медиа». Приведенные кейсы применения политических хэштегов в Великобритании, Франции, США и Саудовской Аравии отчасти доказывают это предположение.
Параллельно благодаря методологии анализа больших данных через ресурс Google Trends были проверены и подтверждены результаты политологического исследования С. Джеффереса из Школы изучения правительства и общества Бирмингемского университета. Однако данные методологические инструменты имеют и свои недостатки. Поэтому в статье аспиранта кафедры политологии и права Московского государственного областного университета Е.А. Кислякова «Методология анализа современной политической повестки в Московской области: возможности Big Data» даются механизмы по совершенствованию практики методологии Google Trends.
Доценту кафедры международных отношений и политологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, канд. ист. наук Д.С. Жукову, рассмотревшего в статье «Проблемы и возможности больших данных для изучения самоорганизованной критичности в социальных медиа» методологические, инструментальные и организационные элементы, порожденные применением теории самоорганизованной критичности (СОК), удалось для понимания природы больших данных в социальных медиа на примере кейсов импичмента Дилмы Русеф и политической ситуации в Армении в 2018 г. показать, что так называемый «розовый шум» отчетливо обнаруживается в активности протестных сетевых кластеров (связанных групп в социальных медиа) накануне и во время информационных лавин и насильственных уличных акций [3].
Алексеев Р.А., канд. полит. наук, доцент кафедры политологии и права Московского государственного областного университета в своей работе «Проблемы становления российской демократии и роль в этом процессе избирательной системы, технологий Big Data и блокчейн» [1] приходит к другому выводу, отмечая, что благодаря оптикам больших данных и блокчейн можно развивать подлинное народовластие в России.
Примечательно, что сотрудник Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП) С.А. Байков в работе «Технология Big Data в российской политике: эволюция или угроза национальной безопасности?», наоборот, скептически оценивает применение методологических оптик в современной России. Пока его анализ показал, что эффективное и качественное использование больших данных в политических целях возможно лишь в некоторых регионах страны, например, в Москве и Санкт-Петербурге.
В то же время научный сотрудник Института стран СНГ С.В. Сакулин в статье «Big Data или алгоритм победы на выборах» придерживается мнения, согласно которому на сегодняшний день в России отсутствует не только система Political Big Data, но и профессионалы, способные разработать соответствующие алгоритмы и программные обеспечения.
Кроме того, в номере есть работа К.П. Курылева и Р.М. Курбанова «Понятие "международный терроризм" согласно конструктивистской школе международных отношений» [4], а также статья А.В. Матюхина, посвященная концепции гражданского общества Б.Н. Чичерина [5].
Таким образом, тематический номер «Big Data в политическом универсуме» получился довольно насыщенным, отражающим современные тенденции в исследованиях, посвященных роли больших данных в политическом сегменте. Авторы придерживаются самых разных оценок по поводу функционала и будущего данного явления. Показательно, что в совокупности статьи номера приобретают композиционную соразмерность не только из-за того, что затрагивают общую проблематику больших данных в политическом процессе, но и по той причине, что вместе формируют определенную симфонию самых различных уровней знания – теоретического, методологического, эмпирического и аналитического.
То есть в работах – где-то больше, где-то меньше – есть, во-первых, глубокий анализ существующих концептов и политологических категорий (терминологический анализ), во-вторых, во всех научных статьях имеются элементы самой разной методологии (от сравнительного анализа и Case Study до методологических оптик Google Trends), в-третьих, авторы (кто-то в меньшем, кто-то в большем объеме) уделяют внимание и отсылкам к эмпирическим массивам данных, которые исследуют и осмысливают, наконец, в-четвертых, в каждой из статей присутствует серьезная доля аналитической информации, когда авторы аргументируют собственные тезисы, предлагают свои выводы и интерпретации полученных результатов.
1. Алексеев Р.А. Проблемы становления российской демократии и роль в этом процессе избирательной системы, технологий Big Data и блокчейн //Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - №1.
2. Володенков С.В. Big Data как инструмент воздействия на современный политический процесс: особенности, потенциал и акторы //Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - №1.
3. Жуков Д.С. Проблемы и возможности больших данных для изучения самоорганизованной критичности в социальных медиа //Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - №1.
4. Курылев К.П., Курбанов Р.М. Понятие «международный терроризм» согласно конструктивистской школе международных отношений //Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - №1.
5. Матюхин А.В. Концепция гражданского общества Б.Н. Чичерина //Журнал политических исследований. - 2019. - Т. 3. - №1.