Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Обосновывается необходимость методологической подготовки бакалавра в процессе организации его самостоятельной работы, формирования методологического мышления в ходе его образовательной, научно-исследовательской и практической деятельности.
Болонский процесс; компетентностный подход; содержание образования; методология деятельности; методология образования; методология учебной деятельности.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. № 393) был проведен анализ условий перехода к рыночным отношениям в России. В документе подчеркивалось, что становление нового качества и масштабов экономики информационного общества, рост его межкультурного взаимодействия в ходе ускоряющихся процессов глобализации требуют формирования современного мышления у молодого поколения. Суть его в понимании очередного «вызова истории»: «…глубокие структурные изменения в сфере занятости», а отсюда постоянная потребность «в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности»… [3]. Необходимость интенсивного, опережающего развития образования и молодежи, равно как и взрослого населения уже доказана временем.
Проблема образования на рубеже веков стала осознаваться как социально-экономический ресурс, как условие дальнейшего выживания не только отдельно взятого государства, в нашем случае – России, но и в целом цивилизации. Тревожная тенденция снижения качества образования и его фундаментальности, ведет в условиях рыночной экономики к утрате конкурентных преимуществ. Это вызвало состояние перманентного реформирования и модернизации нашей системы образования на протяжении двух последних десятилетий, присоединению к болонскому процессу (2003 г.) и выстраиванию двухуровневой системы вузовской подготовки: бакалавров и магистров. Движение к включению в зону европейского высшего образования и участию в разработке принципов его функционирования изменило требования к выпускнику вуза с учетом опыта вузов Европейского союза и предложенных Европейской ассоциацией университетов классификации компетенций, ориентирующей на их унификацию. Анализ классификации компетенций Европейской ассоциации университетов мастерски проделан на страницах периодических научных изданий и научной литературы в ходе развернувшейся дискуссии о компетентностном подходе. Поэтому мы не будем обстоятельно рассматривать эту тему. Заострим внимание на двух замечаниях. Первое касается смещения требований к подготовке специалистов в сторону практической направленности, второе – разряда специальных компетенций, определяющих первый уровень (бакалавр). Речь идет о формировании в целом иного стиля мышления. При этом не следует забывать, что образование – важнейший фактор самоопределения и бытования человека в культуре, становление его духовного, интеллектуально-нравственного измерения.
В современном информационном пространстве выпускник вуза (бакалавр) без самостоятельного понимания, критического анализа и оценки качества исследований в его предметной области, владения методами исследования и их использования, умения объяснять и творчески решать производственные задачи просто останется невостребованным обществом.
Иначе, компетентностный подход вовсе не «отменяет» академического, а нацеливает на формирование наряду с умениями и навыками сугубо профессиональной деятельности универсальных способностей и готовностей, востребованных рынком труда. Это диктует трансформацию в вузовской профессиональной подготовке не только содержания, но и формы, ведет к обучению, учитывающему индивидуально-психологические возможности каждого студента, и усиливает потребность в увеличении доли его самостоятельной работы в учебном процессе.
1. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. - М.: Территория будущего, 2006.
2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ Минобразования России от 11.02. 2002 г. № 393. - http://elementy.ru/Library9/pr393.htm?context=28809
4. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fondgp/ru/gp/13