Moskva, Moscow, Russian Federation
The article will discuss the necessity of methodological bachelor training in process of his independent work, forming his methodological thinking in the course of his educational, research and practical activities.
Bologna process; competent approach; educational content; methodology of activities; methodology of education; methodology of educational activities.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. № 393) был проведен анализ условий перехода к рыночным отношениям в России. В документе подчеркивалось, что становление нового качества и масштабов экономики информационного общества, рост его межкультурного взаимодействия в ходе ускоряющихся процессов глобализации требуют формирования современного мышления у молодого поколения. Суть его в понимании очередного «вызова истории»: «…глубокие структурные изменения в сфере занятости», а отсюда постоянная потребность «в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности»… [3]. Необходимость интенсивного, опережающего развития образования и молодежи, равно как и взрослого населения уже доказана временем.
Проблема образования на рубеже веков стала осознаваться как социально-экономический ресурс, как условие дальнейшего выживания не только отдельно взятого государства, в нашем случае – России, но и в целом цивилизации. Тревожная тенденция снижения качества образования и его фундаментальности, ведет в условиях рыночной экономики к утрате конкурентных преимуществ. Это вызвало состояние перманентного реформирования и модернизации нашей системы образования на протяжении двух последних десятилетий, присоединению к болонскому процессу (2003 г.) и выстраиванию двухуровневой системы вузовской подготовки: бакалавров и магистров. Движение к включению в зону европейского высшего образования и участию в разработке принципов его функционирования изменило требования к выпускнику вуза с учетом опыта вузов Европейского союза и предложенных Европейской ассоциацией университетов классификации компетенций, ориентирующей на их унификацию. Анализ классификации компетенций Европейской ассоциации университетов мастерски проделан на страницах периодических научных изданий и научной литературы в ходе развернувшейся дискуссии о компетентностном подходе. Поэтому мы не будем обстоятельно рассматривать эту тему. Заострим внимание на двух замечаниях. Первое касается смещения требований к подготовке специалистов в сторону практической направленности, второе – разряда специальных компетенций, определяющих первый уровень (бакалавр). Речь идет о формировании в целом иного стиля мышления. При этом не следует забывать, что образование – важнейший фактор самоопределения и бытования человека в культуре, становление его духовного, интеллектуально-нравственного измерения.
В современном информационном пространстве выпускник вуза (бакалавр) без самостоятельного понимания, критического анализа и оценки качества исследований в его предметной области, владения методами исследования и их использования, умения объяснять и творчески решать производственные задачи просто останется невостребованным обществом.
Иначе, компетентностный подход вовсе не «отменяет» академического, а нацеливает на формирование наряду с умениями и навыками сугубо профессиональной деятельности универсальных способностей и готовностей, востребованных рынком труда. Это диктует трансформацию в вузовской профессиональной подготовке не только содержания, но и формы, ведет к обучению, учитывающему индивидуально-психологические возможности каждого студента, и усиливает потребность в увеличении доли его самостоятельной работы в учебном процессе.
1. Lappo-Danilevskiy A.S. Metodologiya istorii. - M.: Territoriya budushchego, 2006.
2. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya. - M.: SINTEG, 2007.
3. Kontseptsiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda. Prikaz Minobrazovaniya Rossii ot 11.02. 2002 g. № 393. - http://elementy.ru/Library9/pr393.htm?context=28809
4. URL: http://www.fondgp/ru/gp/13