ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЦЕРКОВНОГО СЛУЖЕНИЯ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ НА РУБЕЖЕ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Материал статьи посвящен раскрытию содержания творческой деятельности представителей Русской православной церкви в переломный период духовного служения на рубеже ХХ–ХХI вв. В этот период преемственность религиозной просветительской культуры была прервана и нуждалась в восстановлении в целях сохранения церковной культуры и искусства для последующих поколений. В ХХ столетии — веке новомучеников и исповедников российских, — когда гонения и притеснения в разной степени затронули судьбу каждого православного христианина, сохранившиеся и дошедшие образцы богословского и духовно-просветительского творчества представляют особую ценность, которая должна быть доступна для изучения современным гражданам России и, прежде всего, молодежи. Духовные наставники и старцы минувшего столетия, претерпевшие гонения, но оставшиеся в живых и сумевшие непосредственно передать духовным детям свой собственный внутренний опыт богообщения и пример подвижничества, — великое достояние не только отечественной, но и мировой духовной культуры. Во второй половине ХХ – начале XXI в. просияли имена многих представителей Русской православной церкви, истинных подвижников благочестия, своим духовным опытом, мудрым наставничеством и литературными трудами помогавшим тысячам людей разных сословий обретать веру и подлинный смысл земного бытия.

Ключевые слова:
Русская православная церковь, духовная культура, преемственность православной традиции, монастырская культура, подвижники благочестия, церковное искусство, духовное творчество, религиозная культура, просветительство, возрождение церковной культуры. духовное наследие, богословие, христианский подвиг, святыни.
Текст

Актуальность представленного материала заключается в необходимости проследить преемственность прерванной в советский период религиозной традиции в различных областях отечественной культуры, в то время как именно в лоне Русской православной церкви долгие годы сохранялись ценности церковной литературы и искусства как непреходящего национального достояния. Проблема настоящей статьи заключается в противоречии между потребностью общества в укреплении духовно-нравственных оснований социокультурной среды для развития гармоничной, просвещенной личности и в то же врем, недостаточной осведомленностью значительной части социума о масштабах творческой деятельности и христианского служения многих представителей Русской православной церкви в переломный период рубежа советского и постсоветского периодов. Методы: в рамках историко-культурологического исследования были использованы культурно-исторический и деятельностный подходы, метод системного анализа, семиотический, герменевтический, аксиологический подходы, описательный метод, а также контент-анализ представленных в тексте фактов. Обсуждение результатов. Содержание настоящей статьи является логическим продолжением темы духовного и социокультурного служения деятелей Русской православной церкви в переломные периоды отечественной истории. Одним из наиболее сложных периодов правомерно считать постепенный переход от деятельности представителей Церкви, лишенной возможности открытой проповеди, к постепенному — уже официально разрешенному в 1990-е гг. — активному социальному служению. Однако данный процесс был весьма затруднительным, учитывая изменившийся за длительный период прерванной духовной традиции менталитет большинства советских граждан. В данной связи считаем необходимым указать особенно одаренных и талантливых представителей церковной культуры и искусства, творческая деятельность которых носила просветительский характер и оказывала благотворное воздействие на общественное сознание. Среди духовных сыновей одного из выдающихся пастырей советской эпохи архимандрита Серафима (Тяпочкина) был яркий представитель церковной культуры, широко известный в настоящее время иконописец архимандрит Зинон (Теодор), который стал одним из тех деятелей церковного искусства, кто начал возрождать живую традицию иконописи, прерванную в России в начале ХХ столетия. 

Список литературы

1. Деяние юбилейного Освященного Архиерейского собора Русской православной церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских ХХ в. [Текст] // Православная Москва. - 2000. - № 17. - С. 6-9.

2. Жизнеописание Оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима [Текст]. - Свято-Введенская Оптина пустынь, 2003. - С. 7-25.

3. Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письма [Текст]. 2-е изд., испр. и доп. - М., 2002. - С. 22.

4. Иеромонах Иаонн (Лудищев). Проблемы современного человека в письмах духовников ХХ века [Текст]. - М.: Сретенский монастырь, 2007. - С. 8.

5. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Тайны жизни и смерти [Текст] // Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. - М., 1995. - С. 483.

6. Культура казачества: история и перспективы развития [Текст]: монография / под ред. В.Н. Ивановой. - М.: Изд-во МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), 2016. - 600 с.

7. Маслов Н.В. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Его пастырская деятельность и богословское наследие [Текст] / Н.В. Маслов. - М.: Изд-во Московской патриархии, 1999. - С. 23.

8. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Священномученик Иларион, архиепископ Верейский. Житие и свидетельства [Текст] / Иоанн (Снычев). - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2001. - С. 10.

9. Московский Данилов монастырь [Текст]. 2-е изд. - М.: Даниловский Благовестник, 2002. - С. 50.

10. Перевезенцев С.В. Свято-Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. - М.: Роман-газета XXI век, 2006. - С. 5.

11. Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской православной церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005) [Текст]. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. - С. 617.

12. Протоиерей Михаил Малеев. Старцы ХХ столетия. Подвижники веры и благочестия [Текст] / Михаил Малеев. - М.: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Братцево, 2005. - С. 20.

13. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима [Текст]. - СПб., 2007. - С. 281.

14. Саввино-Сторожевский монастырь. История (Авторы текста: Яшина О.Н., Доценко И.И.) [Текст]. Издательский отдел Саввино-Сторожевского Ставропигиального мужского монастыря, 2006. С. 256.

15. Скит преподобного Саввы [Текст]. Издательский отдел Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2007. - С. 59.

16. Топалова Е.А. Языковая картина мира. Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования [Текст]: Cб. науч. тр. Высшей школы музыки им. А. Шнитке (институт) РГСУ. Вып. 3. - М.: Буки-веди, 2017. - С. 97-103.

17. «Хотим или нет, но величит нас Бог...» Дневники, духовные беседы, стихи иеромонаха Василия (Рослякова) [Текст]. - М.: Параклит, 2002. - С. 24.

18. Шафажинская Н.Е. Монастырская просветительская культура России [Текст] / Н.Е. Шафажинская. - М.: ИНФРА-М, 2013.

19. Шишов С.Е. Образование как ценность: структура и смыслы [Текст] / С.Е. Шишов // Ценности и смыслы. - 2010. - № 2.

Войти или Создать
* Забыли пароль?