Cossack Temple of the Icon of the Mother of God "Joy and Consolation" on Khodynksoe Pole (Priest)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
Russian Federation
The article is devoted to the disclosure of the content of the creative activities of representatives of the Russian Orthodox Church in a crucial period of spiritual service at the turn of the XX–XXI centuries. During this period, the continuity of religious enlightenment culture was interrupted and needed restoration in order to preserve church culture and art for future generations. In the twentieth century — the century of the New Martyrs and Confessors of Russia, when persecution and oppression in varying degrees affected the fate of every Orthodox Christian, preserved and survived examples of theological and spiritual educational work they represent a special value, which should be available for the study of modern citizens of Russia and, above all, young people. Spiritual mentors and elders of the past century, who have undergone persecution, but survived and managed to directly convey to their spiritual children their own inner experience of God communion and an example of asceticism — the great wealth of not only domestic, but also world spiritual culture. In the second half of the twentieth and early twenty-first centuries, the names of many representatives of the Russian Orthodox Church, true devotees of grace, shone with their spiritual experience, wise mentorship and literary works helping thousands of people of different classes to gain faith and the true meaning of earthly existence.
Russian Orthodox Church, spiritual culture, continuity of Orthodox tradition, monastic culture, devotees of piety, church art, spiritual creativity, religious culture, enlightenment, revival of church culture. spiritual heritage, theology, Christian feat, shrines.
Актуальность представленного материала заключается в необходимости проследить преемственность прерванной в советский период религиозной традиции в различных областях отечественной культуры, в то время как именно в лоне Русской православной церкви долгие годы сохранялись ценности церковной литературы и искусства как непреходящего национального достояния. Проблема настоящей статьи заключается в противоречии между потребностью общества в укреплении духовно-нравственных оснований социокультурной среды для развития гармоничной, просвещенной личности и в то же врем, недостаточной осведомленностью значительной части социума о масштабах творческой деятельности и христианского служения многих представителей Русской православной церкви в переломный период рубежа советского и постсоветского периодов. Методы: в рамках историко-культурологического исследования были использованы культурно-исторический и деятельностный подходы, метод системного анализа, семиотический, герменевтический, аксиологический подходы, описательный метод, а также контент-анализ представленных в тексте фактов. Обсуждение результатов. Содержание настоящей статьи является логическим продолжением темы духовного и социокультурного служения деятелей Русской православной церкви в переломные периоды отечественной истории. Одним из наиболее сложных периодов правомерно считать постепенный переход от деятельности представителей Церкви, лишенной возможности открытой проповеди, к постепенному — уже официально разрешенному в 1990-е гг. — активному социальному служению. Однако данный процесс был весьма затруднительным, учитывая изменившийся за длительный период прерванной духовной традиции менталитет большинства советских граждан. В данной связи считаем необходимым указать особенно одаренных и талантливых представителей церковной культуры и искусства, творческая деятельность которых носила просветительский характер и оказывала благотворное воздействие на общественное сознание. Среди духовных сыновей одного из выдающихся пастырей советской эпохи архимандрита Серафима (Тяпочкина) был яркий представитель церковной культуры, широко известный в настоящее время иконописец архимандрит Зинон (Теодор), который стал одним из тех деятелей церковного искусства, кто начал возрождать живую традицию иконописи, прерванную в России в начале ХХ столетия.
1. Deyanie yubileynogo Osvyaschennogo Arhiereyskogo sobora Russkoy pravoslavnoy cerkvi o sobornom proslavlenii novomuchenikov i ispovednikov rossiyskih HH v. [Tekst] // Pravoslavnaya Moskva. - 2000. - № 17. - S. 6-9.
2. Zhizneopisanie Optinskih novomuchenikov ieromonaha Vasiliya, inoka Feraponta, inoka Trofima [Tekst]. - Svyato-Vvedenskaya Optina pustyn', 2003. - S. 7-25.
3. Igumen Nikon (Vorob'ev). Nam ostavleno pokayanie. Pis'ma [Tekst]. 2-e izd., ispr. i dop. - M., 2002. - S. 22.
4. Ieromonah Iaonn (Ludischev). Problemy sovremennogo cheloveka v pis'mah duhovnikov HH veka [Tekst]. - M.: Sretenskiy monastyr', 2007. - S. 8.
5. Ioann (Maslov), shiarhimandrit. Tayny zhizni i smerti [Tekst] // Svyatitel' Tihon Zadonskiy i ego uchenie o spasenii. - M., 1995. - S. 483.
6. Kul'tura kazachestva: istoriya i perspektivy razvitiya [Tekst]: monografiya / pod red. V.N. Ivanovoy. - M.: Izd-vo MGUTU im. K.G. Razumovskogo (PKU), 2016. - 600 s.
7. Maslov N.V. Shiarhimandrit Ioann (Maslov). Ego pastyrskaya deyatel'nost' i bogoslovskoe nasledie [Tekst] / N.V. Maslov. - M.: Izd-vo Moskovskoy patriarhii, 1999. - S. 23.
8. Mitropolit Sankt-Peterburgskiy i Ladozhskiy Ioann (Snychev). Svyaschennomuchenik Ilarion, arhiepiskop Vereyskiy. Zhitie i svidetel'stva [Tekst] / Ioann (Snychev). - M.: Izd-vo Sretenskogo monastyrya, 2001. - S. 10.
9. Moskovskiy Danilov monastyr' [Tekst]. 2-e izd. - M.: Danilovskiy Blagovestnik, 2002. - S. 50.
10. Perevezencev S.V. Svyato-Nikol'skiy Ugreshskiy stavropigial'nyy muzhskoy monastyr'. - M.: Roman-gazeta XXI vek, 2006. - S. 5.
11. Protoierey Vladislav Cypin. Istoriya Russkoy pravoslavnoy cerkvi. Sinodal'nyy i noveyshiy periody (1700-2005) [Tekst]. - M.: Izd-vo Sretenskogo monastyrya, 2006. - S. 617.
12. Protoierey Mihail Maleev. Starcy HH stoletiya. Podvizhniki very i blagochestiya [Tekst] / Mihail Maleev. - M.: Hram Pokrova Presvyatoy Bogorodicy v Bratcevo, 2005. - S. 20.
13. Rus' uhodyaschaya. Rasskazy mitropolita Pitirima [Tekst]. - SPb., 2007. - S. 281.
14. Savvino-Storozhevskiy monastyr'. Istoriya (Avtory teksta: Yashina O.N., Docenko I.I.) [Tekst]. Izdatel'skiy otdel Savvino-Storozhevskogo Stavropigial'nogo muzhskogo monastyrya, 2006. S. 256.
15. Skit prepodobnogo Savvy [Tekst]. Izdatel'skiy otdel Savvino-Storozhevskogo stavropigial'nogo muzhskogo monastyrya, 2007. - S. 59.
16. Topalova E.A. Yazykovaya kartina mira. Hudozhestvennoe prostranstvo kul'tury tret'ego tysyacheletiya: problemy nauki i obrazovaniya [Tekst]: Cb. nauch. tr. Vysshey shkoly muzyki im. A. Shnitke (institut) RGSU. Vyp. 3. - M.: Buki-vedi, 2017. - S. 97-103.
17. «Hotim ili net, no velichit nas Bog...» Dnevniki, duhovnye besedy, stihi ieromonaha Vasiliya (Roslyakova) [Tekst]. - M.: Paraklit, 2002. - S. 24.
18. Shafazhinskaya N.E. Monastyrskaya prosvetitel'skaya kul'tura Rossii [Tekst] / N.E. Shafazhinskaya. - M.: INFRA-M, 2013.
19. Shishov S.E. Obrazovanie kak cennost': struktura i smysly [Tekst] / S.E. Shishov // Cennosti i smysly. - 2010. - № 2.