Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
С позиций гуманитарной христианской психологии в статье рассматривается развитие личности человека. Дается понятие рефлексии как критериальной основы личности, в связи с чем раскрывается личностная амбивалентность в духовно-нравственном развитии казака. Охарактеризованы инфантильный, эгоцентрический и альтруистический уровни развития личности.

Ключевые слова:
духовно-нравственное развитие, рефлексия, личностное развитие, психологические новообразования, эго, альтер.
Текст

Духовно-нравственное развитие казаков, так или иначе, связано с православной верой как духовной и мировоззренческой основой Российского казачества. Однако, как показывает практика, духовно-нравственное развитие казачества в направлении Православного вероисповедная не лишено проблем. Так, например, можно наблюдать некое «позиционирование православия», а не глубокое духовное и душевное переживание христианина, связанное с совершаемыми действиями и поступками. Все это находит свое отображение в духовных противоречиях личностного самобытия. Поиск решения указанной проблемы, так или иначе, связан с определением причин личностной амбивалентности. 

Рассматривая личность казака (как, впрочем, и личность любого современного человека), невозможно не коснуться сущностных изменений, произошедших в человеческой душе в результате грехопадения. Чего не было у Адама и Евы «по факту их творения» и что возникло в их душах в результате «поедания плода с дерева познания добра и зла»? Какое душевное новообразование стало результатом первородного греха? Обратимся к Священному Писанию: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» [1, 7]. Что же произошло с Адамом? Почему он раньше не осознавал того, что он наг? Что возникло у него в душе? Очевидно, обращенность на себя — самоосознавание, самосознание. Последнее в психологии трактуется через понятие «рефлексия». Следовательно, с психологической точки зрения у человека по факту его творения в душе отсутствовала рефлексия, которая возникла как психическое новообразование (новообразование в душе) в результате грехопадения.

Список литературы

1. Библия. Ветхий завет. Быт. 3:2-11. М.: Российское библейское общество, 2001.

2. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1992.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. М.: Школа-Пресс, 1995.

4. Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб.: СПбГУ, 1992. С. 531.

Войти или Создать
* Забыли пароль?