The paper considers development of a human personality through the prism of humanitarian Christian Psychology. The concept of self-reflexion is introduced as a criterion foundation of a human personality, and consequently personal ambivalence, inherent in the spiritual and moral development of a Cossack, is shown and examined. Featured are infantile, egocentric and altruistic stages in a personality development.
spiritual and moral development, self-reflexion, personal development, psychological neoformations, alter-ego.
Духовно-нравственное развитие казаков, так или иначе, связано с православной верой как духовной и мировоззренческой основой Российского казачества. Однако, как показывает практика, духовно-нравственное развитие казачества в направлении Православного вероисповедная не лишено проблем. Так, например, можно наблюдать некое «позиционирование православия», а не глубокое духовное и душевное переживание христианина, связанное с совершаемыми действиями и поступками. Все это находит свое отображение в духовных противоречиях личностного самобытия. Поиск решения указанной проблемы, так или иначе, связан с определением причин личностной амбивалентности.
Рассматривая личность казака (как, впрочем, и личность любого современного человека), невозможно не коснуться сущностных изменений, произошедших в человеческой душе в результате грехопадения. Чего не было у Адама и Евы «по факту их творения» и что возникло в их душах в результате «поедания плода с дерева познания добра и зла»? Какое душевное новообразование стало результатом первородного греха? Обратимся к Священному Писанию: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» [1, 7]. Что же произошло с Адамом? Почему он раньше не осознавал того, что он наг? Что возникло у него в душе? Очевидно, обращенность на себя — самоосознавание, самосознание. Последнее в психологии трактуется через понятие «рефлексия». Следовательно, с психологической точки зрения у человека по факту его творения в душе отсутствовала рефлексия, которая возникла как психическое новообразование (новообразование в душе) в результате грехопадения.
1. Bibliya. Vetkhiy zavet. Byt. 3:2-11 [The Bible. Old Testament. Life. 3:2-11]. Moscow, Rossiyskoe bibleyskoe obshchestvo Publ., 2001.
2. Zen´kovskiy V.V. Osnovy khristianskoy filosofii [Fundamentals of Christian philosophy]. Moscow, Svyato-Vladimirskogo bratstva Publ., 1992.
3. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya cheloveka: Vvedenie v psikhologiyu sub´ektnosti [Fundamentals of psychological anthropology. Human Psychology: Introduction to Psychology subjectivity]. Moscow, Shkola-Press Publ., 1995.
4. Shilkov Yu.M. Gnoseologicheskie osnovy myslitel´noy deyatel´nosti [Epistemological foundations of mental activity]. St. Petersburg, Saint Petersburg State University Publ., 1992, p. 531.