Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье рассматривается проблема развития творческого мышления младших школьников. Обсуждаются особенности учебных творческих заданий и способы их использования при изучении лексики в начальной школе. Раскрывается потенциал уроков русского языка для формирования познавательной активности обучающихся и их потребности в творческой авторской деятельности.
младшие школьники; познавательная активность; развитие творческого мышления; творческие задания; изучение лексики; языковая грамотность.
Использование игры «Угадай, какой это предмет?» поможет педагогу научить младших школьников давать толкование слова, используя его описательную характеристику. Для проведения игры учителю целесообразно организовать работу в группах. Учитель. Внимательно прочитайте условия игры. Проанализируйте пример. Опишите любой предмет только при помощи прилагательных и предложите друзьям отгадать этот предмет. Ход игры: каждый участник загадывает какой-нибудь предмет и с помощью слов-прилагательных описывает его своим одноклассникам. Например: «Этот предмет большой, круглый, полосатый. Бывает и белым, и зеленым, и красным. Спелый, хрустящий, сочный» и т.п. Участники игры по очереди отгадывают слова и предлагают свои варианты использования этого предмета. Побеждает тот, кто верно отгадал все слова, максимально точно описал загаданное слово и предложил больше вариантов его использования. Затем учитель предлагает детям поработать в группах над творческими заданиями с анаграммами, которые помогут закрепить понятие «значение слова» и соотнести слово с его значением:
Задание 9. Посоревнуйтесь, кто быстрее отгадает анаграммы. Если тебе незнакомо значение слова «анаграмма», используй подсказку к упражнению или загляни в Толковый словарь. Чтобы получилось новое слово при разгадывании анаграммы, нужно переставить буквы в словах. Нельзя добавлять или отбрасывать буквы. Запишите слова-отгадки и дайте толкование этих слов, используя тексты стихотворений Б.Т. Панова:
Воздух в шины я вдуваю, Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу.
По мне движется к сердцу кровь.
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки.
Подсказка 1: анаграмма – это прием в языке, состоящий в перестановке букв или звуков в слове, в результате которого появляется другое слово.
Подсказка 2: насос – сосна, вена – Нева.
Задание 10. Познакомься с шуточным стихотворением Джанни Родари «Тараторка» в переводе С.Я. Маршака и найди в нем слова-антонимы. Запиши пары антонимов, поставив слова в начальную форму. Ответь на трудный вопрос: к какому явлению языка относятся слова «порожнее», «пустое»? Приведи свои примеры с этим явлением.
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008. - 90 с.
2. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
3. Никитина Е.Е. Проблема организации творческой деятельности в начальных классах // Вопросы гуманитарных наук. - 2005. - № 3. - С. 357-359.
4. Никитина Е.Е. Творческие работы как основа интеграции языкового и литературного образования младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. - М.: МПГУ, 2007. - 19 с.
5. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2011. - 191 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
7. Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика. - М.: URSS, 2017. - 330 с.